Сергей Пахомов, Председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ: «Прямой раздачи денег через ипотечные механизмы больше не будет»
1 октября 2024
За последние годы было принято около ста законов и решений для строительного рынка. Среди важных вопросов сегодняшнего дня – поддержка покупателей жилья в условиях высоких ипотечных ставок, развитие рынков аренды, индивидуального строительства и управления домами. Об обсуждаемых инициативах и готовящихся решениях для стройки в эксклюзивном интервью директору портала Всеостройке.рф Светлане Опрышко рассказал Председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, член Генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Пахомов.
— Сергей Александрович, какая сегодня ситуация на рынке недвижимости? Какие нужны дополнительные меры поддержки спроса на жилье?
— Для нас это, конечно, важный вопрос. Но есть и еще много важных вопросов, ведь государство сегодня через свои бюджетные механизмы является, наверное, одним из основных инвесторов. Триллионы рублей, которые на строительный рынок направляются, приоритетно сегодня государственные. Но вопрос важный.
Строительная отрасль через строительство многоквартирного жилья набрала достаточно уверенный ход. И меньше всего хотелось бы, чтобы эти темпы затормозились. Потому что любое место на стройке — это 12-15 рабочих мест в смежных отраслях: производстве и так далее. Так что мы все заинтересованы, чтобы темпы сохранялись.
Года полтора-два назад стало понятно, что ипотека в том льготном виде, в котором она была, долго не проживет. Давление, которое она создает на экономику, – действительно, серьезное. Произошел рост цены квадратного метра. Я не считаю его катастрофическим, потому что все развивается, и рост заработной платы в отдельных отраслях тоже был достаточно существенным. Но то, что нужны были иные механизмы, и стоило бы их поискать гораздо раньше, чем закончилась массовая льготная ипотека, это правда.
Та ипотека, которая есть: семейная, остатки льготной ипотеки — будут развиваться. Дальний Восток, новые территории, семейная ипотека — государство будет поддерживать. Не исключаю, что, может быть, какие-то еще варианты поддержки будут найдены. Но в прежнем виде этого не будет.
Нам нужны новые механизмы, они понятны. Просто их, как принято говорить в бизнес-среде, необходимо чуть «докручивать».
— Какие это механизмы?
— Первый и самый понятный механизм, который, может быть, больше всего готов к рынку и выходит на него, — это развитие ИЖС. Для развития этого рынка мы приняли вместе с коллегами из правительства достаточное количество решений и продолжим это делать. Вводим эскроу-счета, но не усложняя процесс, а, наоборот, упрощая его. Вводим домокомплекты, преференции различные. Накануне приняли решения, которые наведут порядок в вопросах взаимоотношений внутри жилых поселков.
Мы в рынке ИЖС видим большие перспективы. И будем продолжать его дальше развивать, создавать механизмы, упрощать, сокращать процедуры, делать его более безопасным для всех участников. И сегодня уже отмечается большой рост рынка не только в квадратных метрах, но в ипотечных кредитах и так далее — по всей линейке ИЖС. Да, база была не такая большая, но рост видим. Значит, сможем доработать механизмы масштабно.
Второе, на что, я считаю, сегодня важно обратить внимание, – это, конечно, рынок арендного жилья. Жесткая привязка человека к месту уже не является доминирующей в нашем сознании, хотя и остается приоритетной для жителей страны. Все равно это общая мировая тенденция о том, что переехать на хорошую работу в другой город, – это несложно. А для этого нужны другие форматы жилья.
Некоммерческий найм есть сегодня. ДОМ.РФ работает в некоторых регионах. Это Воронеж, Санкт-Петербург. Нельзя сказать, что это гипермасштабные проекты, но 5-10 домов строят, пока экономика примерно на 50% не «летает».
Вроде бы цифра страшная. Но это значит лишь то, что нам надо поработать и сделать так, чтобы это стало интересным. В цене квадратного метра сама стройка занимает процентов 50. Все остальное — сопутствующее. С этим можно работать: бесплатное представление земельных участков, льготное налогообложение. Мы большие программы сегодня запускаем в стране по сетям, по модернизации ЖКХ. Это можно делать уже с учетом соответствующих проектов и потребностей.
— Каким образом?
— В целом сегодня градостроительство, градостроительная политика региональная уже выходит на первый план. Если у главы территории или региона есть четкое понимание, как и куда в горизонте 20 лет будет развиваться территория, то в общем-то все проекты экономически можно туда «усадить», связать в единое целое и на выходе получить высокий результат. Поэтому вопрос арендного жилья, некоммерческого найма – это четкое ежегодное регулирование государством на региональном уровне ставок аренды, чтобы человек четко понимал, что это гарантированно.
Причем здесь возможна различная отраслевая поддержка, о которой мы сегодня говорим. Нужны региону, например, врачи — начинают субсидировать эту часть.
Тот же самый рынок коммерческого найма. Это не совсем наш вопрос, но надо понимать, что сегодня уже около 7 миллионов человек – это официальная статистика коллег из ДОМ.РФ – арендуют квартиры. И здесь тоже, конечно, нужны более жесткие, понятные, прозрачные правила. Пока там бардачок легкий. Я не сгущаю краски.
Давайте посмотрим, сколько квартир уже построено через механизмы льготной ипотеки: а это квартиры инвестиционные, их процентов 70 или 80, и они тоже выйдут на рынок аренды, учитывая необходимость их обслуживания. И семей, арендующих жильё, будет уже не 7 миллионов. Да, подешевеет аренда, но предложения в горизонте год-два будет много.
В том числе поэтому этот сегмент рынка тоже нуждается в регулировании. Мы здесь вместе с коллегами из Правительства и из Комитета по собственности, думаю, как-то попробуем подступиться, чтобы сделать рынок аренды максимально безопасным для всех его участников.
— А как можно стимулировать покупку жилья в текущих условиях?
— Здесь мы предлагаем поработать над механизмом так называемого лизинга жилья. Название не очень, мы придумаем на каком-то этапе другое. Но сама идея в том, что вы вдолгую арендуете квартиру и постепенно ее выкупаете, если у вас есть такое желание. И этот продукт может быть интересным.
Опять же, наверное, мы тут должны будем немного поддержать сетями, экономикой, земельными участками, какими-то льготами, может быть. Если еще год назад мы этот вопрос просто поднимали, и все как-то к этому относились с улыбкой, то сейчас банки уже взяли его в проработку.
Опять же, это может быть интересно государству и регионам с точки зрения поддержки отдельных отраслей, субсидирования: нужны какие-то специалисты в регионе, он субсидирует ставку для данной категории и получает человека, «привязанного» на 10-20 лет к месту. А человек в итоге получает квартиру в собственность, если хочет.
В этих направлениях мы сейчас работаем, но очевидно, что прямой раздачи денег через ипотечные механизмы больше не будет. Уже очень сильное давление на бюджет. Но это было необходимо, рынок поддержали.
И искать все эти решения мы должны вместе с бизнесом. Иначе будем приходить в ту точку, в которую пришли, например, с эскроу-счетами, с их появлением внезапным. Такого больше не хотелось бы. А для этого надо вместе подумать над тем, кто где может «поджаться», что-то предложить. Но в целом будущее, конечно, за внятной градостроительной политикой.
— Каким образом будет работать лизинг жилья? Застройщики сами будут заниматься арендой или регионы будут выкупать?
— Я не верю в то, что регионы смогут составить конкуренцию частным застройщикам, даже потенциально. Это невозможно.
При этом сейчас, например, очень хорошо работает Фонд реновации в Москве. Но Москва — это особенный регион. Есть возможности, в том числе и финансовые. Экономика позволяет это делать именно с регионального уровня, то есть с государственного. Но на Москве оттачиваются, прорабатываются многие механизмы, которые потом можно будет, при определенной нашей поддержке регионов, реализовать и там. Поэтому я, честно говоря, не верю в то, что государство сможет конкурировать с частными компаниями.
Поэтому мы должны создать условия, при которых данный инструмент станет интересным для частных компаний. По сути своей аренда должна быть дешевле, чем ежемесячный платеж по ипотеке или лизингу. Есть же такое понятие, как приемлемый ежемесячный совокупный платеж. То есть надо двигаться, есть резервы именно в цене квадратного метра.
Рынок продажи сложно отрегулировать, это и неправильно: государство не может ограничить цену квадратного метра. Хотя, кстати, звучали раньше предложения. Они не были лишены смысла, хотя, может быть, как-то резковато воспринимались. Но если государство вкладывает какие-то средства в конкретный многоквартирный жилой дом, например, 50+ процентов квартир куплены по льготной ипотеке в доме, то почему бы тогда государству не дать право ограничить цену квадратного метра? Эта идея возникла все же не на пустом месте. Проблема роста цены, доходности в отдельных случаях.
Я не считаю стройку сверхдоходной отраслью, это неправда. Но вместе с ценой на кирпич и песок, которая в каких-то пропорциях растет, растет цена и на все остальное. Опять же на землю, на подключения различные.
Получается, что 50% квадратного метра дорожает не очень понятно почему. Но это экономика, и мы должны дорожить тем, что у нас сложилась экономическая модель в стране, и она работает. Бизнес все равно развивается. И сюда надо очень аккуратно лезть с регулировками. Мне хотелось бы создать механизмы для того, чтобы бизнесу стало выгодно прийти. Пусть даже будет минимальная маржинальность, но пусть ее будет видно. Вот здесь нам надо поработать. Есть перспектива, мы, по крайней мере, позитивно в эту сторону смотрим.
— Льготная ипотека больше не вернется на рынок?
— Льготная ипотека появилась в ковид, когда вообще все встало. В части поддержки, в том числе и жителей, которые должны были получить возможность улучшить свои жилищные условия. Мы всегда говорим, что президент нам поставил задачу строить 120 миллионов квадратных метров жилья. Но не было такой задачи. Президент поставил нам другую задачу – улучшать жилищные условия для 5 миллионов семей. Коллеги в правительстве вывели, что для этого нужно 120 миллионов кв. м жилья строить. Но задача была изначально та. И ипотека в такой непростой для бизнеса и для жителей период, как ковид, родилась именно поэтому.
Отвечала ли она этой задаче – у коллег-застройщиков бы спросить. Они лучше меня знают, что процентов 80 квартир, покупаемых по льготной ипотеке, это инвестиционные квартиры. Создавать такое жуткое давление на бюджет, такую нагрузку из-за инвестиций…
Поэтому если льготная ипотека вернется, то это будет приятным сюрпризом и подарком для застройщиков. Но я бы не стал сильно на это закладываться. Надеюсь, у нас появятся альтернативные механизмы. Государство, такое как Российская Федерация, такое большое и могучее, оно не может себе позволить жить только с одним механизмом покупки жилья, в который превратилась льготная ипотека. Их должно быть много.
Наша задача – воспользоваться сейчас сложным периодом и всем вместе остальные механизмы «докрутить». Мы должны сейчас воспользоваться этими сложностями и дотянуть вот те сложные, пока «не летающие» с экономической точки зрения механизмы, до того, чтобы они «полетели». Льготная ипотека не давала нам возможности об этом думать. Было некогда, надо было строить. Сегодня у нас есть чуть больше свободного времени, чтобы всем вместе поискать. Мы на такой «сковороде» сегодня горячей находимся, и это хорошо. В противном случае не подступились бы к этому снаряду, столько бы о нем ни говорили.
– Ранее Вы также говорили, что система управления жилищным фондом нуждается в совершенствовании. Каким образом?
– Мы готовим закон. Постараемся дать максимально понятный и прозрачный механизм, чтобы человек, который покупает дом, четко понимал, как он будет управляться. Чтобы исключить малейшую возможность для скандалов не между соседями, а в целом между собственниками общего имущества. По сути, мы хотим статус общего имущества определить и дать четкие правила, как им распоряжаться.
Та система управления многоквартирными домами, которая уже больше 10 лет работает, она отжила себя в том виде, в котором есть. Первичный порядок был наведен. Но, к сожалению, он не позволяет гарантированно стремиться всем к результату, к качеству. Формально – да. Но существующая система не позволяет сподвигнуть управляющую компанию к качественной работе, а собственников – вовремя оплачивать эти услуги и, самое главное, участвовать в жизни дома своими решениями. Отсюда недовольство жителей. Люди платят деньги, но не получают результат, предъявляют претензии к власти. Хотя в целом должны бы предъявлять эти претензии к своим управляющим компаниям, которые они сами нанимают.
Мы заказали большую аналитическую работу, проанализировали большое количество регионов, управляющих компаний, которые качественно работают. Такие тоже есть, я бы не стал черной краской всех красить. Проанализировали и тех, кто плохо работает, есть откровенное жулье. И выявили три возможных варианта развития событий. И все они подразумевают в определенной степени усиление роли государства. Не впрямую, не приход на этот рынок, хотя, конечно, вопрос полного отказ от бизнеса и введение ГБУ, он тоже обсуждается. Но это радикальное решение, которое всерьез я бы не стал рассматривать.
— Какие варианты трансформации системы управления домами сегодня рассматриваются?
— Мы считаем, что назрела реформа, могу дать некий прогноз. Либо это будет усиление роли государства через усиление требований к лицензированию. В управляющую компанию придет существенная стандартизация, пусть даже минимальный набор квалификаций, имущества. Необязательно иметь трактор в управлении, но обязательно иметь квалифицированного специалиста. Придет прозрачность. Плюс появится возможность изымать лицензии в упрощенном порядке, то есть убирать с рынка. Это первый вариант.
Второй — либерализация. Либерализация через, например, саморегулирование. Есть хорошие примеры саморегулирования, в основном в экономических сферах, но есть. Понятное, прозрачное саморегулирование тоже могло бы отрегулировать рынок, но опять же, с каким-то ключом у государства, у регионов. Ведь что бы в вашем подъезде ни случилось, вы все равно звоните в администрацию и требуете, чтобы вам покрасили лавочку. Хотя, в общем-то, это вопрос вашей управляющей компании.
Возможно, появятся какие-то симбиозы – это то, над чем мы сегодня работаем. При этом контрольный орган в виде ГЖИ должен быть реформирован. Мы этим занимаемся сейчас вместе с коллегами из правительства. Новые административно-контрольные функции должны быть. Необходимо убрать всю административно-техническую бумагу. То есть ГЖИ не должно определять, какой дом в ведении какой управляющей компании находится, не должно вести эти реестры.
ГЖИ – это контрольный орган. Он был создан для того, чтобы контролировать и обеспечивать качественное исполнение своих обязательств всеми участниками рынка. Это управляющие компании, администрация, потому что власть тоже участвует и жильцы. Так что лишние функции надо убрать.
То есть это реформа, но она не про то, чтобы все развалить и заново создать. Мы сейчас, опираясь на гигантский массив собранной информации, ищем варианты, причем ищем публично. Мы собираем открытые конференции, обсуждаем со всеми участниками рынка.
— Какие еще решения будут в этом блоке?
— Обязательно в блоке этих решений будут, например, решения о защите инвестиций. Если управляющая компания вкладывает свои средства в дом, но в какой-то момент потеряет его из управления, то должна получить свои деньги обратно. Это защита инвестиций. Просто пришло время. Десять лет прошло. Другая ситуация, другая обстановка. Мы построили за это время миллиард квадратных метров нового жилья, в том числе здоровые, огромные человейники, как их называют, которые подразумевают немного другое обслуживание.
Плюс ко всему нужно двигаться в сторону решения обязательного наличия в проектной документации раздела обслуживания. То есть, когда дом сдается, управляющая компания, которая приходит, должна сразу получить паспорт дома и, по сути своей, технические рекомендации по эксплуатации. Со всеми расчетами, сколько все будет стоить. Человек, который внимательно относится к покупке жилья, он тоже сможет посмотреть, во сколько ему будет обходиться обслуживание дома. Мы сейчас в поиске этого решения.
И это, кстати, не только по жилью. Каждое построенное здание должно иметь четко прописанную эксплуатационную часть.
Плохо управляя, возвращаясь к вашему вопросу про МКД, мы сокращаем жизненный цикл дома. Из-за плохого управления с каждым годом этот цикл становится на несколько дней короче. У нас сегодня есть хрущевские пятиэтажки, которые выглядят лучше домов, построенных уже в 90-е, потому что они хорошо обслуживаются. Там активные граждане, которые не дают спать управляющим компаниям.
Пришло время не для революции, а для эволюционных решений на рынке управления домами, квартирами.
— Когда ждать этой реформы?
— Мы этим вопросом уже занимаемся года полтора. Надеюсь, до конца этого года сузим круг возможных решений до двух-трех окончательных, например, и предложим их всем тем, кто принимает решения, коллегам из исполнительной власти и регионам. Было бы хорошо, если бы в следующем году запустили этот процесс. Он не будет однодневный. Но если бы мы объявили всем в следующем году, что вот наш вектор, в горизонте 2-3 лет мы переходим к таким-то системным решениям, то было бы неплохо.
— Еще одна проблема – большая (1,4 трлн рублей) задолженность за услуги ЖКХ. Какие законодательные меры позволят изменить ситуацию?
— Принято считать, что у человека появляются долги, если у него нет денег заплатить. Но это не так. Вся статистика, которая есть у нас на руках, говорит о том, что тем, кому сложно, те как раз платят. Большое количество долгов у людей, которые сотни тысяч задолжали и принципиально не платят.
Отчасти потому, что у нас слишком либеральная система в этом плане. Если ты не платишь, то три месяца вообще нельзя к тебе подойти. Через три месяца можно прислать какую-то бумагу. Еще, не дай Бог, ты какой-нибудь местный депутат, и начинаются выяснения отношений. Это плохо, потому что каждый недоплаченный рубль — это нагрузка на систему. Там же работают люди, им надо тоже зарплату платить. Почему-то мы считаем, что ЖКХ — это особая отрасль, которая живет по каким-то особым экономическим правилам. Но это не так.
Пока мы не построим рынок в ЖКХ, мы не наведем порядок. Только государственная нагрузка — это невозможно. Даже в крупных регионах, на которые смотрим, как на модельные, — это Москва, Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург — подразумевается только частичная бюджетная нагрузка. Без бизнеса это не получится. Стало быть, мы должны построить экономику. Усилить поддержку для тех, кому она действительно нужна.
Есть большая категория людей, социальные группы, которым надо помогать. И здесь мы должны понизить планку совокупного дохода семьи: если выше плата за ЖКХ, то государство помогает. Ее надо понижать и надо посмотреть на сами категории. Это с одной стороны. Второе – не все средства, которые государство в часть поддержки направляет, доходят до адресата.
Плюс не всегда удобно оплатить. Вы же когда в супермаркете что-то покупаете, вам же не надо, чтобы заплатить, идти в подвал или куда-то ехать. Вы на выходе платите. А у нас за услуги ЖКХ не всегда удобно платить. Нужно совершить какой-то кульбит, если не сильно разбираешься в сети, если у тебя нет какого-то приложения, тебе надо пойти, куда-то доехать, а там еще не каждый день платежи принимают
Поэтому здесь решение – это не просто взять и со всех взыскать. Нужно выстроить систему, которая сделает удобнее заплатить, чем не заплатить. Мы будем развивать электронные платежи, убирать дублированные с бумажными. Будем стараться работать с коллегами из банков, чтобы упрощать систему платежей. Конечно, ответственность надо тоже повышать для тех, кто может платить. А для тех, кто не может, кому сложно, будем повышать социальную поддержку.
— Еще мы не затронули обязательную форму отчетности управляющих компаний перед жильцами…
— Да, мы на днях этот законопроект рассмотрели в первом чтении, обязательно его примем. Вообще, это один небольшой шаг в большой работе по стандартизации услуг управляющих компаний. Но это единственное, что мы можем поправить законодательно, остальное — в зоне ответственности Минстроя.
Года три уже ведется работа над максимально возможной стандартизацией. Понятно, что на Камчатке, в Калининграде, в Самаре и в Кабардино-Балкарии будет чуть разный подход к стандартам. Но стандартизация должна быть. Без этого сложно спрашивать результат. Стандартизация – это не только отчетность, но и единая форма договора управления домами с возможностью расширения и так далее.
На сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве тех решений, которые бы мешали навести порядок именно на законодательном уровне. Мы все решения приняли. Средства нужны, система изношена — это понятно. Кстати, регионы у нас иногда запрашивают дополнительные полномочия, и мы такие решения принимаем.
Буквально весной ряд решений приняли по ответственности за подготовку к отопительному сезону, где жестко прописали, как должна проходить подготовка, кто с кем что должен согласовывать. Мы неплохо поработали и в законе теплоснабжения прописали ответственность во время процесса подготовки к отопительному сезону.
Всего около ста законов и решений приняли в стройке. На сегодняшний день в ЖКХ мы не видим решений, которые бы еще могли помочь. Но работаем с ними. У нас 23 октября пройдет большой правительственный час. В работу исполнительной власти не лезем, но инструменты обязаны им дать. Это наша работа. Она не сразу откликается, не сразу видна, но на дистанции важность ее очевидна.
— Сегодня есть две основные проблемы стыка застройщиков и покупателей — мигранты на стройках, которые создают дискомфорт жителям, и передача объектов недвижимости дольщикам, когда застройщикам приходится платить миллиардные штрафы. Как законодательно эти проблемы можно решить?
— Что касается взаимоотношений застройщиков и дольщиков. В июне мы приняли закон, который, на наш взгляд, максимально возможно на сегодняшний день сбалансировал эти отношения. То есть ввел четкие критерии, как должно быть построено, ввел критерии, как спросить, если вдруг у вас что-то построено не так. Он должен исключить махинации в этой части. Что греха таить, у нас под 80% и под 90% объектов в некоторых регионах вводились в эксплуатацию через решение суда. Это значит, что юридические компании профессионально работали с застройщиками. Я сейчас не обеляю застройщиков, потому что к качеству на стройке тоже есть претензии, но, с другой стороны, – это же стройка. То есть приоритетным должно быть обязанность равно право застройщика до суда устранить дефекты, а не выплатить какую-то безумную компенсацию.
Мы нашли сбалансированные решения, сейчас посмотрим правоприменения. Пока у нас нет оснований считать, что это решение некачественное.
С другой стороны, конечно, рушится рынок для юридических организаций, которые помогали гражданам, а где-то, возможно, это был даже отдельный бизнес. Потому что мы слышали и про случаи, когда накануне сдачи домов в эксплуатацию все покупатели квартир волшебным образом получали смски – дайте доверенность, получите 200 тысяч рублей или 400, а мы с застройщиком разберемся. Такое тоже бывало. Но и к застройщикам есть вопросы.
Здесь нет одного виноватого. Обе стороны хороши, но мы постарались этот перекос убрать. При этом штрафы мы оставили те, которые были. Там одна трехсотой ставки ЦБ, а сейчас это 20 процентов. В общем-то сейчас для застройщиков стало очень дорого строить некачественно. Но ситуация не везде простая. Есть застройщики, которые имеют системные просрочки ввода домов в эксплуатацию. Там уже нужна какая-то помощь, будет скоро. Не в смысле за государственный счет достраивать, сейчас мы все-таки на эскроу-счета перешли.
— А как быть с мигрантами?
— Этот вопрос более глубокий, чем кажется на первый взгляд. Ведь наличие иностранной рабочей силы – это следствие. Следствие того, что граждане России не хотят работать на этой работе. Надо подумать, как престиж строительной профессии поднимать. А престиж — это не просто реклама и не зарплата. Престиж профессии — это чистота на стройке, безопасность, социальный пакет. Это придет с цифровыми сервисами. С развитием цифры мы чуть-чуть отстаем от некоторых стран. Стройка и ЖКХ у нас самые убогие, я сейчас правильное слово подобрал с точки зрения цифровизации отрасли. Я имею ввиду госсектор. В частном бизнесе, берем технологии в проектировании, там уже все давно есть.
Поэтому нам еще надо поработать. Но законодательные нормы мы приняли все, ждем коллег из Минстроя уже с конкретными решениями.
Если говорить о мигрантах. Государственная Дума будет большой пакет решений принимать в ближайшее время – 6 или 8 законопроектов для наведения порядка в этой части. Понятно, что человек, который приезжает на работу в Россию, должен вести себя соответствующим образом, соблюдая все наши правила, традиции и все, что с этим связано. И он не должен становиться источником беспокойства для окружающих. Но это очевидно, и мы постараемся эти решения принять.
И, конечно, важно повышать престиж работы на стройке и стройкомплекса в целом. Популяризировать строительные профессии.
— Какие решения, на Ваш взгляд, помогут повысить престиж строительных профессий?
— Надо сказать, что спрос сегодня на рабочую профессию огромный, специалистов в управлении тоже недостает. Сегодня мы стоим на пороге перехода к новой модели взаимоотношения застройщик–власть, когда власть будет командовать градостроительной политикой, а не бизнес, как сегодня. То есть сначала будет приниматься общее решение по развитию, а потом решение по конкретным земельным участкам, а не наоборот. Но для этого планы должны быть, а здесь нужны специалисты. Что сегодня происходит: как только в любой администрации города или области появляется какой-то более яркий человек, который чуть повыше подпрыгивает, застройщики переманивают его к себе, предлагая большую зарплату. А что вы тогда требуете от нас?
Мы часто это видим – «высасывает» бизнес, в том числе из власти, ясные светлые головы. Это ни хорошо, ни плохо, это жизнь. Но нам надо тоже над этим подумать. Нам тоже нужны специалисты, чтобы они качественное решение выдавали. Под прямым командованием бизнеса города не смогут развиваться так, как должны. Все равно мы перевернем эту ситуацию в самом хорошем смысле этого слова, в самом партнерском смысле этого слова. Это придется сделать.
Президент поставил нам задачу интегрировать в правовое поле мастер-планы. За этим будущее. И бизнес будет четко понимать, что здесь планируются сети, и тогда мы можем после власти прийти и «встроиться» в план власти, спокойно зарабатывать. Идеальную модель рисую. Но будущее за этим. Плавно-плавно будем к этому переходить через усиление роли градостроительной политики в целом в регионах и государстве.
Запись интервью доступна по ссылкам:
Просмотр на Дзен;
Просмотр на YouTube;
Просмотр на RuTube;
Просмотр Вконтакте
Источник: Портал всеостройке.рф
— Для нас это, конечно, важный вопрос. Но есть и еще много важных вопросов, ведь государство сегодня через свои бюджетные механизмы является, наверное, одним из основных инвесторов. Триллионы рублей, которые на строительный рынок направляются, приоритетно сегодня государственные. Но вопрос важный.
Строительная отрасль через строительство многоквартирного жилья набрала достаточно уверенный ход. И меньше всего хотелось бы, чтобы эти темпы затормозились. Потому что любое место на стройке — это 12-15 рабочих мест в смежных отраслях: производстве и так далее. Так что мы все заинтересованы, чтобы темпы сохранялись.
Года полтора-два назад стало понятно, что ипотека в том льготном виде, в котором она была, долго не проживет. Давление, которое она создает на экономику, – действительно, серьезное. Произошел рост цены квадратного метра. Я не считаю его катастрофическим, потому что все развивается, и рост заработной платы в отдельных отраслях тоже был достаточно существенным. Но то, что нужны были иные механизмы, и стоило бы их поискать гораздо раньше, чем закончилась массовая льготная ипотека, это правда.
Та ипотека, которая есть: семейная, остатки льготной ипотеки — будут развиваться. Дальний Восток, новые территории, семейная ипотека — государство будет поддерживать. Не исключаю, что, может быть, какие-то еще варианты поддержки будут найдены. Но в прежнем виде этого не будет.
Нам нужны новые механизмы, они понятны. Просто их, как принято говорить в бизнес-среде, необходимо чуть «докручивать».
— Какие это механизмы?
— Первый и самый понятный механизм, который, может быть, больше всего готов к рынку и выходит на него, — это развитие ИЖС. Для развития этого рынка мы приняли вместе с коллегами из правительства достаточное количество решений и продолжим это делать. Вводим эскроу-счета, но не усложняя процесс, а, наоборот, упрощая его. Вводим домокомплекты, преференции различные. Накануне приняли решения, которые наведут порядок в вопросах взаимоотношений внутри жилых поселков.
Мы в рынке ИЖС видим большие перспективы. И будем продолжать его дальше развивать, создавать механизмы, упрощать, сокращать процедуры, делать его более безопасным для всех участников. И сегодня уже отмечается большой рост рынка не только в квадратных метрах, но в ипотечных кредитах и так далее — по всей линейке ИЖС. Да, база была не такая большая, но рост видим. Значит, сможем доработать механизмы масштабно.
Второе, на что, я считаю, сегодня важно обратить внимание, – это, конечно, рынок арендного жилья. Жесткая привязка человека к месту уже не является доминирующей в нашем сознании, хотя и остается приоритетной для жителей страны. Все равно это общая мировая тенденция о том, что переехать на хорошую работу в другой город, – это несложно. А для этого нужны другие форматы жилья.
Некоммерческий найм есть сегодня. ДОМ.РФ работает в некоторых регионах. Это Воронеж, Санкт-Петербург. Нельзя сказать, что это гипермасштабные проекты, но 5-10 домов строят, пока экономика примерно на 50% не «летает».
Вроде бы цифра страшная. Но это значит лишь то, что нам надо поработать и сделать так, чтобы это стало интересным. В цене квадратного метра сама стройка занимает процентов 50. Все остальное — сопутствующее. С этим можно работать: бесплатное представление земельных участков, льготное налогообложение. Мы большие программы сегодня запускаем в стране по сетям, по модернизации ЖКХ. Это можно делать уже с учетом соответствующих проектов и потребностей.
— Каким образом?
— В целом сегодня градостроительство, градостроительная политика региональная уже выходит на первый план. Если у главы территории или региона есть четкое понимание, как и куда в горизонте 20 лет будет развиваться территория, то в общем-то все проекты экономически можно туда «усадить», связать в единое целое и на выходе получить высокий результат. Поэтому вопрос арендного жилья, некоммерческого найма – это четкое ежегодное регулирование государством на региональном уровне ставок аренды, чтобы человек четко понимал, что это гарантированно.
Причем здесь возможна различная отраслевая поддержка, о которой мы сегодня говорим. Нужны региону, например, врачи — начинают субсидировать эту часть.
Тот же самый рынок коммерческого найма. Это не совсем наш вопрос, но надо понимать, что сегодня уже около 7 миллионов человек – это официальная статистика коллег из ДОМ.РФ – арендуют квартиры. И здесь тоже, конечно, нужны более жесткие, понятные, прозрачные правила. Пока там бардачок легкий. Я не сгущаю краски.
Давайте посмотрим, сколько квартир уже построено через механизмы льготной ипотеки: а это квартиры инвестиционные, их процентов 70 или 80, и они тоже выйдут на рынок аренды, учитывая необходимость их обслуживания. И семей, арендующих жильё, будет уже не 7 миллионов. Да, подешевеет аренда, но предложения в горизонте год-два будет много.
В том числе поэтому этот сегмент рынка тоже нуждается в регулировании. Мы здесь вместе с коллегами из Правительства и из Комитета по собственности, думаю, как-то попробуем подступиться, чтобы сделать рынок аренды максимально безопасным для всех его участников.
— А как можно стимулировать покупку жилья в текущих условиях?
— Здесь мы предлагаем поработать над механизмом так называемого лизинга жилья. Название не очень, мы придумаем на каком-то этапе другое. Но сама идея в том, что вы вдолгую арендуете квартиру и постепенно ее выкупаете, если у вас есть такое желание. И этот продукт может быть интересным.
Опять же, наверное, мы тут должны будем немного поддержать сетями, экономикой, земельными участками, какими-то льготами, может быть. Если еще год назад мы этот вопрос просто поднимали, и все как-то к этому относились с улыбкой, то сейчас банки уже взяли его в проработку.
Опять же, это может быть интересно государству и регионам с точки зрения поддержки отдельных отраслей, субсидирования: нужны какие-то специалисты в регионе, он субсидирует ставку для данной категории и получает человека, «привязанного» на 10-20 лет к месту. А человек в итоге получает квартиру в собственность, если хочет.
В этих направлениях мы сейчас работаем, но очевидно, что прямой раздачи денег через ипотечные механизмы больше не будет. Уже очень сильное давление на бюджет. Но это было необходимо, рынок поддержали.
И искать все эти решения мы должны вместе с бизнесом. Иначе будем приходить в ту точку, в которую пришли, например, с эскроу-счетами, с их появлением внезапным. Такого больше не хотелось бы. А для этого надо вместе подумать над тем, кто где может «поджаться», что-то предложить. Но в целом будущее, конечно, за внятной градостроительной политикой.
— Каким образом будет работать лизинг жилья? Застройщики сами будут заниматься арендой или регионы будут выкупать?
— Я не верю в то, что регионы смогут составить конкуренцию частным застройщикам, даже потенциально. Это невозможно.
При этом сейчас, например, очень хорошо работает Фонд реновации в Москве. Но Москва — это особенный регион. Есть возможности, в том числе и финансовые. Экономика позволяет это делать именно с регионального уровня, то есть с государственного. Но на Москве оттачиваются, прорабатываются многие механизмы, которые потом можно будет, при определенной нашей поддержке регионов, реализовать и там. Поэтому я, честно говоря, не верю в то, что государство сможет конкурировать с частными компаниями.
Поэтому мы должны создать условия, при которых данный инструмент станет интересным для частных компаний. По сути своей аренда должна быть дешевле, чем ежемесячный платеж по ипотеке или лизингу. Есть же такое понятие, как приемлемый ежемесячный совокупный платеж. То есть надо двигаться, есть резервы именно в цене квадратного метра.
Рынок продажи сложно отрегулировать, это и неправильно: государство не может ограничить цену квадратного метра. Хотя, кстати, звучали раньше предложения. Они не были лишены смысла, хотя, может быть, как-то резковато воспринимались. Но если государство вкладывает какие-то средства в конкретный многоквартирный жилой дом, например, 50+ процентов квартир куплены по льготной ипотеке в доме, то почему бы тогда государству не дать право ограничить цену квадратного метра? Эта идея возникла все же не на пустом месте. Проблема роста цены, доходности в отдельных случаях.
Я не считаю стройку сверхдоходной отраслью, это неправда. Но вместе с ценой на кирпич и песок, которая в каких-то пропорциях растет, растет цена и на все остальное. Опять же на землю, на подключения различные.
Получается, что 50% квадратного метра дорожает не очень понятно почему. Но это экономика, и мы должны дорожить тем, что у нас сложилась экономическая модель в стране, и она работает. Бизнес все равно развивается. И сюда надо очень аккуратно лезть с регулировками. Мне хотелось бы создать механизмы для того, чтобы бизнесу стало выгодно прийти. Пусть даже будет минимальная маржинальность, но пусть ее будет видно. Вот здесь нам надо поработать. Есть перспектива, мы, по крайней мере, позитивно в эту сторону смотрим.
— Льготная ипотека больше не вернется на рынок?
— Льготная ипотека появилась в ковид, когда вообще все встало. В части поддержки, в том числе и жителей, которые должны были получить возможность улучшить свои жилищные условия. Мы всегда говорим, что президент нам поставил задачу строить 120 миллионов квадратных метров жилья. Но не было такой задачи. Президент поставил нам другую задачу – улучшать жилищные условия для 5 миллионов семей. Коллеги в правительстве вывели, что для этого нужно 120 миллионов кв. м жилья строить. Но задача была изначально та. И ипотека в такой непростой для бизнеса и для жителей период, как ковид, родилась именно поэтому.
Отвечала ли она этой задаче – у коллег-застройщиков бы спросить. Они лучше меня знают, что процентов 80 квартир, покупаемых по льготной ипотеке, это инвестиционные квартиры. Создавать такое жуткое давление на бюджет, такую нагрузку из-за инвестиций…
Поэтому если льготная ипотека вернется, то это будет приятным сюрпризом и подарком для застройщиков. Но я бы не стал сильно на это закладываться. Надеюсь, у нас появятся альтернативные механизмы. Государство, такое как Российская Федерация, такое большое и могучее, оно не может себе позволить жить только с одним механизмом покупки жилья, в который превратилась льготная ипотека. Их должно быть много.
Наша задача – воспользоваться сейчас сложным периодом и всем вместе остальные механизмы «докрутить». Мы должны сейчас воспользоваться этими сложностями и дотянуть вот те сложные, пока «не летающие» с экономической точки зрения механизмы, до того, чтобы они «полетели». Льготная ипотека не давала нам возможности об этом думать. Было некогда, надо было строить. Сегодня у нас есть чуть больше свободного времени, чтобы всем вместе поискать. Мы на такой «сковороде» сегодня горячей находимся, и это хорошо. В противном случае не подступились бы к этому снаряду, столько бы о нем ни говорили.
– Ранее Вы также говорили, что система управления жилищным фондом нуждается в совершенствовании. Каким образом?
– Мы готовим закон. Постараемся дать максимально понятный и прозрачный механизм, чтобы человек, который покупает дом, четко понимал, как он будет управляться. Чтобы исключить малейшую возможность для скандалов не между соседями, а в целом между собственниками общего имущества. По сути, мы хотим статус общего имущества определить и дать четкие правила, как им распоряжаться.
Та система управления многоквартирными домами, которая уже больше 10 лет работает, она отжила себя в том виде, в котором есть. Первичный порядок был наведен. Но, к сожалению, он не позволяет гарантированно стремиться всем к результату, к качеству. Формально – да. Но существующая система не позволяет сподвигнуть управляющую компанию к качественной работе, а собственников – вовремя оплачивать эти услуги и, самое главное, участвовать в жизни дома своими решениями. Отсюда недовольство жителей. Люди платят деньги, но не получают результат, предъявляют претензии к власти. Хотя в целом должны бы предъявлять эти претензии к своим управляющим компаниям, которые они сами нанимают.
Мы заказали большую аналитическую работу, проанализировали большое количество регионов, управляющих компаний, которые качественно работают. Такие тоже есть, я бы не стал черной краской всех красить. Проанализировали и тех, кто плохо работает, есть откровенное жулье. И выявили три возможных варианта развития событий. И все они подразумевают в определенной степени усиление роли государства. Не впрямую, не приход на этот рынок, хотя, конечно, вопрос полного отказ от бизнеса и введение ГБУ, он тоже обсуждается. Но это радикальное решение, которое всерьез я бы не стал рассматривать.
— Какие варианты трансформации системы управления домами сегодня рассматриваются?
— Мы считаем, что назрела реформа, могу дать некий прогноз. Либо это будет усиление роли государства через усиление требований к лицензированию. В управляющую компанию придет существенная стандартизация, пусть даже минимальный набор квалификаций, имущества. Необязательно иметь трактор в управлении, но обязательно иметь квалифицированного специалиста. Придет прозрачность. Плюс появится возможность изымать лицензии в упрощенном порядке, то есть убирать с рынка. Это первый вариант.
Второй — либерализация. Либерализация через, например, саморегулирование. Есть хорошие примеры саморегулирования, в основном в экономических сферах, но есть. Понятное, прозрачное саморегулирование тоже могло бы отрегулировать рынок, но опять же, с каким-то ключом у государства, у регионов. Ведь что бы в вашем подъезде ни случилось, вы все равно звоните в администрацию и требуете, чтобы вам покрасили лавочку. Хотя, в общем-то, это вопрос вашей управляющей компании.
Возможно, появятся какие-то симбиозы – это то, над чем мы сегодня работаем. При этом контрольный орган в виде ГЖИ должен быть реформирован. Мы этим занимаемся сейчас вместе с коллегами из правительства. Новые административно-контрольные функции должны быть. Необходимо убрать всю административно-техническую бумагу. То есть ГЖИ не должно определять, какой дом в ведении какой управляющей компании находится, не должно вести эти реестры.
ГЖИ – это контрольный орган. Он был создан для того, чтобы контролировать и обеспечивать качественное исполнение своих обязательств всеми участниками рынка. Это управляющие компании, администрация, потому что власть тоже участвует и жильцы. Так что лишние функции надо убрать.
То есть это реформа, но она не про то, чтобы все развалить и заново создать. Мы сейчас, опираясь на гигантский массив собранной информации, ищем варианты, причем ищем публично. Мы собираем открытые конференции, обсуждаем со всеми участниками рынка.
— Какие еще решения будут в этом блоке?
— Обязательно в блоке этих решений будут, например, решения о защите инвестиций. Если управляющая компания вкладывает свои средства в дом, но в какой-то момент потеряет его из управления, то должна получить свои деньги обратно. Это защита инвестиций. Просто пришло время. Десять лет прошло. Другая ситуация, другая обстановка. Мы построили за это время миллиард квадратных метров нового жилья, в том числе здоровые, огромные человейники, как их называют, которые подразумевают немного другое обслуживание.
Плюс ко всему нужно двигаться в сторону решения обязательного наличия в проектной документации раздела обслуживания. То есть, когда дом сдается, управляющая компания, которая приходит, должна сразу получить паспорт дома и, по сути своей, технические рекомендации по эксплуатации. Со всеми расчетами, сколько все будет стоить. Человек, который внимательно относится к покупке жилья, он тоже сможет посмотреть, во сколько ему будет обходиться обслуживание дома. Мы сейчас в поиске этого решения.
И это, кстати, не только по жилью. Каждое построенное здание должно иметь четко прописанную эксплуатационную часть.
Плохо управляя, возвращаясь к вашему вопросу про МКД, мы сокращаем жизненный цикл дома. Из-за плохого управления с каждым годом этот цикл становится на несколько дней короче. У нас сегодня есть хрущевские пятиэтажки, которые выглядят лучше домов, построенных уже в 90-е, потому что они хорошо обслуживаются. Там активные граждане, которые не дают спать управляющим компаниям.
Пришло время не для революции, а для эволюционных решений на рынке управления домами, квартирами.
— Когда ждать этой реформы?
— Мы этим вопросом уже занимаемся года полтора. Надеюсь, до конца этого года сузим круг возможных решений до двух-трех окончательных, например, и предложим их всем тем, кто принимает решения, коллегам из исполнительной власти и регионам. Было бы хорошо, если бы в следующем году запустили этот процесс. Он не будет однодневный. Но если бы мы объявили всем в следующем году, что вот наш вектор, в горизонте 2-3 лет мы переходим к таким-то системным решениям, то было бы неплохо.
— Еще одна проблема – большая (1,4 трлн рублей) задолженность за услуги ЖКХ. Какие законодательные меры позволят изменить ситуацию?
— Принято считать, что у человека появляются долги, если у него нет денег заплатить. Но это не так. Вся статистика, которая есть у нас на руках, говорит о том, что тем, кому сложно, те как раз платят. Большое количество долгов у людей, которые сотни тысяч задолжали и принципиально не платят.
Отчасти потому, что у нас слишком либеральная система в этом плане. Если ты не платишь, то три месяца вообще нельзя к тебе подойти. Через три месяца можно прислать какую-то бумагу. Еще, не дай Бог, ты какой-нибудь местный депутат, и начинаются выяснения отношений. Это плохо, потому что каждый недоплаченный рубль — это нагрузка на систему. Там же работают люди, им надо тоже зарплату платить. Почему-то мы считаем, что ЖКХ — это особая отрасль, которая живет по каким-то особым экономическим правилам. Но это не так.
Пока мы не построим рынок в ЖКХ, мы не наведем порядок. Только государственная нагрузка — это невозможно. Даже в крупных регионах, на которые смотрим, как на модельные, — это Москва, Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург — подразумевается только частичная бюджетная нагрузка. Без бизнеса это не получится. Стало быть, мы должны построить экономику. Усилить поддержку для тех, кому она действительно нужна.
Есть большая категория людей, социальные группы, которым надо помогать. И здесь мы должны понизить планку совокупного дохода семьи: если выше плата за ЖКХ, то государство помогает. Ее надо понижать и надо посмотреть на сами категории. Это с одной стороны. Второе – не все средства, которые государство в часть поддержки направляет, доходят до адресата.
Плюс не всегда удобно оплатить. Вы же когда в супермаркете что-то покупаете, вам же не надо, чтобы заплатить, идти в подвал или куда-то ехать. Вы на выходе платите. А у нас за услуги ЖКХ не всегда удобно платить. Нужно совершить какой-то кульбит, если не сильно разбираешься в сети, если у тебя нет какого-то приложения, тебе надо пойти, куда-то доехать, а там еще не каждый день платежи принимают
Поэтому здесь решение – это не просто взять и со всех взыскать. Нужно выстроить систему, которая сделает удобнее заплатить, чем не заплатить. Мы будем развивать электронные платежи, убирать дублированные с бумажными. Будем стараться работать с коллегами из банков, чтобы упрощать систему платежей. Конечно, ответственность надо тоже повышать для тех, кто может платить. А для тех, кто не может, кому сложно, будем повышать социальную поддержку.
— Еще мы не затронули обязательную форму отчетности управляющих компаний перед жильцами…
— Да, мы на днях этот законопроект рассмотрели в первом чтении, обязательно его примем. Вообще, это один небольшой шаг в большой работе по стандартизации услуг управляющих компаний. Но это единственное, что мы можем поправить законодательно, остальное — в зоне ответственности Минстроя.
Года три уже ведется работа над максимально возможной стандартизацией. Понятно, что на Камчатке, в Калининграде, в Самаре и в Кабардино-Балкарии будет чуть разный подход к стандартам. Но стандартизация должна быть. Без этого сложно спрашивать результат. Стандартизация – это не только отчетность, но и единая форма договора управления домами с возможностью расширения и так далее.
На сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве тех решений, которые бы мешали навести порядок именно на законодательном уровне. Мы все решения приняли. Средства нужны, система изношена — это понятно. Кстати, регионы у нас иногда запрашивают дополнительные полномочия, и мы такие решения принимаем.
Буквально весной ряд решений приняли по ответственности за подготовку к отопительному сезону, где жестко прописали, как должна проходить подготовка, кто с кем что должен согласовывать. Мы неплохо поработали и в законе теплоснабжения прописали ответственность во время процесса подготовки к отопительному сезону.
Всего около ста законов и решений приняли в стройке. На сегодняшний день в ЖКХ мы не видим решений, которые бы еще могли помочь. Но работаем с ними. У нас 23 октября пройдет большой правительственный час. В работу исполнительной власти не лезем, но инструменты обязаны им дать. Это наша работа. Она не сразу откликается, не сразу видна, но на дистанции важность ее очевидна.
— Сегодня есть две основные проблемы стыка застройщиков и покупателей — мигранты на стройках, которые создают дискомфорт жителям, и передача объектов недвижимости дольщикам, когда застройщикам приходится платить миллиардные штрафы. Как законодательно эти проблемы можно решить?
— Что касается взаимоотношений застройщиков и дольщиков. В июне мы приняли закон, который, на наш взгляд, максимально возможно на сегодняшний день сбалансировал эти отношения. То есть ввел четкие критерии, как должно быть построено, ввел критерии, как спросить, если вдруг у вас что-то построено не так. Он должен исключить махинации в этой части. Что греха таить, у нас под 80% и под 90% объектов в некоторых регионах вводились в эксплуатацию через решение суда. Это значит, что юридические компании профессионально работали с застройщиками. Я сейчас не обеляю застройщиков, потому что к качеству на стройке тоже есть претензии, но, с другой стороны, – это же стройка. То есть приоритетным должно быть обязанность равно право застройщика до суда устранить дефекты, а не выплатить какую-то безумную компенсацию.
Мы нашли сбалансированные решения, сейчас посмотрим правоприменения. Пока у нас нет оснований считать, что это решение некачественное.
С другой стороны, конечно, рушится рынок для юридических организаций, которые помогали гражданам, а где-то, возможно, это был даже отдельный бизнес. Потому что мы слышали и про случаи, когда накануне сдачи домов в эксплуатацию все покупатели квартир волшебным образом получали смски – дайте доверенность, получите 200 тысяч рублей или 400, а мы с застройщиком разберемся. Такое тоже бывало. Но и к застройщикам есть вопросы.
Здесь нет одного виноватого. Обе стороны хороши, но мы постарались этот перекос убрать. При этом штрафы мы оставили те, которые были. Там одна трехсотой ставки ЦБ, а сейчас это 20 процентов. В общем-то сейчас для застройщиков стало очень дорого строить некачественно. Но ситуация не везде простая. Есть застройщики, которые имеют системные просрочки ввода домов в эксплуатацию. Там уже нужна какая-то помощь, будет скоро. Не в смысле за государственный счет достраивать, сейчас мы все-таки на эскроу-счета перешли.
— А как быть с мигрантами?
— Этот вопрос более глубокий, чем кажется на первый взгляд. Ведь наличие иностранной рабочей силы – это следствие. Следствие того, что граждане России не хотят работать на этой работе. Надо подумать, как престиж строительной профессии поднимать. А престиж — это не просто реклама и не зарплата. Престиж профессии — это чистота на стройке, безопасность, социальный пакет. Это придет с цифровыми сервисами. С развитием цифры мы чуть-чуть отстаем от некоторых стран. Стройка и ЖКХ у нас самые убогие, я сейчас правильное слово подобрал с точки зрения цифровизации отрасли. Я имею ввиду госсектор. В частном бизнесе, берем технологии в проектировании, там уже все давно есть.
Поэтому нам еще надо поработать. Но законодательные нормы мы приняли все, ждем коллег из Минстроя уже с конкретными решениями.
Если говорить о мигрантах. Государственная Дума будет большой пакет решений принимать в ближайшее время – 6 или 8 законопроектов для наведения порядка в этой части. Понятно, что человек, который приезжает на работу в Россию, должен вести себя соответствующим образом, соблюдая все наши правила, традиции и все, что с этим связано. И он не должен становиться источником беспокойства для окружающих. Но это очевидно, и мы постараемся эти решения принять.
И, конечно, важно повышать престиж работы на стройке и стройкомплекса в целом. Популяризировать строительные профессии.
— Какие решения, на Ваш взгляд, помогут повысить престиж строительных профессий?
— Надо сказать, что спрос сегодня на рабочую профессию огромный, специалистов в управлении тоже недостает. Сегодня мы стоим на пороге перехода к новой модели взаимоотношения застройщик–власть, когда власть будет командовать градостроительной политикой, а не бизнес, как сегодня. То есть сначала будет приниматься общее решение по развитию, а потом решение по конкретным земельным участкам, а не наоборот. Но для этого планы должны быть, а здесь нужны специалисты. Что сегодня происходит: как только в любой администрации города или области появляется какой-то более яркий человек, который чуть повыше подпрыгивает, застройщики переманивают его к себе, предлагая большую зарплату. А что вы тогда требуете от нас?
Мы часто это видим – «высасывает» бизнес, в том числе из власти, ясные светлые головы. Это ни хорошо, ни плохо, это жизнь. Но нам надо тоже над этим подумать. Нам тоже нужны специалисты, чтобы они качественное решение выдавали. Под прямым командованием бизнеса города не смогут развиваться так, как должны. Все равно мы перевернем эту ситуацию в самом хорошем смысле этого слова, в самом партнерском смысле этого слова. Это придется сделать.
Президент поставил нам задачу интегрировать в правовое поле мастер-планы. За этим будущее. И бизнес будет четко понимать, что здесь планируются сети, и тогда мы можем после власти прийти и «встроиться» в план власти, спокойно зарабатывать. Идеальную модель рисую. Но будущее за этим. Плавно-плавно будем к этому переходить через усиление роли градостроительной политики в целом в регионах и государстве.
Запись интервью доступна по ссылкам:
Просмотр на Дзен;
Просмотр на YouTube;
Просмотр на RuTube;
Просмотр Вконтакте
Источник: Портал всеостройке.рф
Подпишитесь на новости
Наши партнеры