Члены НОТИМ приняли участие в Международном форуме по строительству и проектированию
30 сентября 2022
22 сентября прошел Международный форум по строительству и проектированию, организованный СРО «Уральское объединение строителей», «Лига проектных организаций», федеральной торговой площадкой «Тэк-торг» при поддержке Минпромторга РФ.
Модератором Международного форума выступила директор по развитию компании «К4» Елена Колосова. Напомним, что компания «К4» является членом Национального объединения организаций в области технологий информационного моделирования (НОТИМ). По словам Елены Колосовой, на Форуме был дан глубокий анализ текущих проблем государственных и коммерческих застройщиков, генеральных подрядчиков и проектировщиков, застройщиков индустриальных парков и производителей оборудования. Было акцентировано внимание на необходимости хорошо проработанного обоснования инвестиций, основных технологических решений (ОТР) и возврата головных проектных институтов. Кроме того, необходимо выстроить государственные приоритеты, сформировать программу по восстановлению промышленности, сбалансированную с точки зрения приоритетов страны и с учетом всех отраслей, основанную на реальности и лишенную иллюзий.
Участники Форума отметили, что претензии только к проектировщикам на невысокое качество проектной документации несостоятельны – зачастую именно застройщики и государственные заказчики предоставляют проектировщикам некачественную исходно-разрешительную документацию, с массой противоречий. Застройщикам также следует улучшить проработку обоснования инвестиций, особенно повысить качество исходных данных для его разработки; обеспечить готовность инженерных изысканий, обследования технического состояния до начала проектирования, актуальные (не просроченные) ТУ на подключения. Отсутствие возможности выбирать оборудование в процессе разработки ПД, с одной стороны, приводит к проектированию неконкурентоспособных объектов, с другой стороны, к огромному объему перепроектирования по мере проведения конкурсных процедур на выбор оборудования.
При этом отметим, что Главгосэкспертиза России в своем аналитическом отчете за 2021 год четко сформулировала причины снижения качества проектной документации:
• выполнение работ проектными организациями, не имеющими в штате специалистов с достаточным опытом в конкретной отрасли промышленности;
• большой объем субподряда и низкое качество управления подрядом;
• привлечение непрофильных проектных организаций, не имеющих опыта в специфических вопросах;
• большой объем изменений, привносимый застройщиком в процессе проектирования и экспертизы, а также неоправданное сокращение продолжительности проектирования.
В результате ошибки в технических расчетах, которые могут привести к техногенным авариям, содержатся в 28% документации, рассмотренной Главгосэкспертизой в 2021 году.
Также в ходе обсуждения на Форуме был поднят и вопрос информационного моделирования – было отмечено, что его внедрение сопровождается необходимостью расширения штата застройщиков без источника его финансирования и неготовность проектных и строительных организаций. Кроме того, неготовность российских программных продуктов к решению задач промышленного строительства также усложняет и без того непростую текущую ситуацию.
Суммируя все доклады, можно рассматривать текущую ситуацию в управлении строительством промышленных объектов как несбалансированный механизм, приводящий к задержкам, разрывам и увеличению продолжительности и стоимости строительства. Что нужно сделать, чтобы выполнить поручение Правительства о сокращении сроков строительства?
1. Учесть интересы промышленного строительства в стратегии развития строительного комплекса и определить целевые ориентиры, увязанные с экономической стратегией страны.
2. Минимизировать все оформительские и разрешительные процедуры, четко сформулировав требования, условия их достижения и процедуры принятия.
3. Создать условия для мотивированной деятельности участников строительных проектов на сокращение продолжительности строительных проектов:
a. Долгосрочные программы развития предприятий и отраслей, ведущие к устойчивому уровню плановой загрузки проектных, строительных и машиностроительных предприятий на годы вперед.
b. Смещение главенства критерия минимизации цены на конкурсах в сторону наличия технологий, оборудования, опыта реализации подобных проектов, гарантий продолжительности и стоимости выполнения работ.
c. Возвращение темы головных проектных институтов по отраслям промышленности, развитие инжиниринговых компаний, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки на компании, зарабатывающие инженерными компетенциями, по типу ИТ-компаний.
d. Пересмотр системы ценообразования с целью перехода от приоритета освоения бюджетных средств к приоритету зарабатывания прибыли участниками проекта за счет экономии резерва на риски, заложенного в бюджет.
e. Кратное снижение стоимости привлеченных денег под проектное финансирование.
4. Участие в строительных проектах должно быть выгодно всем участникам от инвестора и застройщика до последнего исполнителя работ, будь он проектировщиком, строителем или поставщиком. Все они должны быть заинтересованы в достижении сроков и экономии ресурсов при обеспечении качества работ.
Резолюция Форума будет направлена в Министерства. О полученных ответах будем информировать профессиональное сообщество.
С материалами Форума можно познакомиться здесь https://стройпромка.рф/#b510
Участники Форума отметили, что претензии только к проектировщикам на невысокое качество проектной документации несостоятельны – зачастую именно застройщики и государственные заказчики предоставляют проектировщикам некачественную исходно-разрешительную документацию, с массой противоречий. Застройщикам также следует улучшить проработку обоснования инвестиций, особенно повысить качество исходных данных для его разработки; обеспечить готовность инженерных изысканий, обследования технического состояния до начала проектирования, актуальные (не просроченные) ТУ на подключения. Отсутствие возможности выбирать оборудование в процессе разработки ПД, с одной стороны, приводит к проектированию неконкурентоспособных объектов, с другой стороны, к огромному объему перепроектирования по мере проведения конкурсных процедур на выбор оборудования.
При этом отметим, что Главгосэкспертиза России в своем аналитическом отчете за 2021 год четко сформулировала причины снижения качества проектной документации:
• выполнение работ проектными организациями, не имеющими в штате специалистов с достаточным опытом в конкретной отрасли промышленности;
• большой объем субподряда и низкое качество управления подрядом;
• привлечение непрофильных проектных организаций, не имеющих опыта в специфических вопросах;
• большой объем изменений, привносимый застройщиком в процессе проектирования и экспертизы, а также неоправданное сокращение продолжительности проектирования.
В результате ошибки в технических расчетах, которые могут привести к техногенным авариям, содержатся в 28% документации, рассмотренной Главгосэкспертизой в 2021 году.
Также в ходе обсуждения на Форуме был поднят и вопрос информационного моделирования – было отмечено, что его внедрение сопровождается необходимостью расширения штата застройщиков без источника его финансирования и неготовность проектных и строительных организаций. Кроме того, неготовность российских программных продуктов к решению задач промышленного строительства также усложняет и без того непростую текущую ситуацию.
Суммируя все доклады, можно рассматривать текущую ситуацию в управлении строительством промышленных объектов как несбалансированный механизм, приводящий к задержкам, разрывам и увеличению продолжительности и стоимости строительства. Что нужно сделать, чтобы выполнить поручение Правительства о сокращении сроков строительства?
1. Учесть интересы промышленного строительства в стратегии развития строительного комплекса и определить целевые ориентиры, увязанные с экономической стратегией страны.
2. Минимизировать все оформительские и разрешительные процедуры, четко сформулировав требования, условия их достижения и процедуры принятия.
3. Создать условия для мотивированной деятельности участников строительных проектов на сокращение продолжительности строительных проектов:
a. Долгосрочные программы развития предприятий и отраслей, ведущие к устойчивому уровню плановой загрузки проектных, строительных и машиностроительных предприятий на годы вперед.
b. Смещение главенства критерия минимизации цены на конкурсах в сторону наличия технологий, оборудования, опыта реализации подобных проектов, гарантий продолжительности и стоимости выполнения работ.
c. Возвращение темы головных проектных институтов по отраслям промышленности, развитие инжиниринговых компаний, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки на компании, зарабатывающие инженерными компетенциями, по типу ИТ-компаний.
d. Пересмотр системы ценообразования с целью перехода от приоритета освоения бюджетных средств к приоритету зарабатывания прибыли участниками проекта за счет экономии резерва на риски, заложенного в бюджет.
e. Кратное снижение стоимости привлеченных денег под проектное финансирование.
4. Участие в строительных проектах должно быть выгодно всем участникам от инвестора и застройщика до последнего исполнителя работ, будь он проектировщиком, строителем или поставщиком. Все они должны быть заинтересованы в достижении сроков и экономии ресурсов при обеспечении качества работ.
Резолюция Форума будет направлена в Министерства. О полученных ответах будем информировать профессиональное сообщество.
С материалами Форума можно познакомиться здесь https://стройпромка.рф/#b510
Подпишитесь на новости
Наши партнеры