НОТИМ консолидирует работу профессионалов по развитию ГИСОГД
31 октября 2022
19 октября решением Правления Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования создан Комитет по ГИСОГД и информационному моделированию для устойчивого развития территорий, который возглавил генеральный директор ООО «Джемс Девелопмент» Алексей Дударев. По просьбе НОТИМ он прокомментировал необходимость и перспективы такого решения:
- Алексей Викторович, чем вызвана необходимость создания Комитета по ГИСОГД и информационному моделированию для устойчивого развития территорий НОТИМ и почему именно сейчас вы инициировали такое решение?
- Сегодня такое решение очень своевременно, потому что вопрос создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году актуализировался. Минстрой России еженедельно собирает регионы по этому вопросу, и они отчитываются о проделанной работе. То есть, пришло понимание того, что переход на цифровое управление строительной отраслью без 100% внедрения ГИСОГД в регионах и муниципалитетах практически невозможен.
С другой стороны, больше половины регионов уже начали создавать свои информационные системы ГИСОГД, в результате чего накопилось большое количество противоречивого опыта, который нужно проанализировать и систематизировать. Следовательно, нужно сообщество, которое обобщит этот опыт и сможет влиять на развитие законодательства в этой области. И здесь площадка НОТИМа очень важна, потому что НОТИМ имеет возможность от своего имени отправлять предложения в правительство России, в Минстрой России и в другие ведомства, представляя позицию профессионального сообщества. И вот именно эту роль координатора, систематизатора, того, кто снимает противоречия между разными участниками рынка, органами власти и потребителями, НОТИМ выполняет отлично. Это, конечно, заслуга и правления, и президента НОТИМ. Поэтому создание в рамках НОТИМ комитета по ГИСОГД и целесообразно, и полезно.
- Почему именно вы и ваша компания выступаете с этой инициативой?
- Исторически так сложилось, что мы уже 15 лет занимаемся вопросами создания ГИСОГД, и как компания уже наработали большой опыт на этом направлении, поскольку с 2007 года активно внедряли ГИСОГД и автоматизированные системы управления территориями в муниципалитетах и регионах. После реформы законодательства в 2019 году мы все трансформации из муниципальных и региональных систем в ГИСОГД прошли вместе с нашими заказчиками. Я также являюсь организатором конференции пwww.gisogd.ru, которая проводится второй год, в этом году она прошла в Казани. Конференция собирает до 90% субъектов, кто создал и эксплуатирует ГИСОГД. Мы активно участвуем в деятельности профессионального сообщества вместе с другими компаниями, которые работают на рынке ГИСОГД, постоянно ведем диалог, обмениваемся опытом, вместе добиваемся рациональных решений от нашего правительства и министерств.
Поэтому де-факто уже сложилась команда и стиль взаимодействия, но все это было не структурировано, а теперь на площадке Комитета НОТИМ это будет структурировано и позволит сделать нашу работу более открытой для других участников рынка, которые либо не знали о нас, либо не присоединялись к нашей работе по конкурентным причинам. Теперь у всех есть возможность присоединиться, быть услышанными и также внести свой вклад в совершенствование регулирования и эксплуатации ГИСОГД в России.
- Какими приоритетными направлениями по развитию ГИСОГД можно и нужно заняться на платформе НОТИМ?
- На текущий момент у нас есть несколько важных направлений для работы - мы их сформировали в резолюции конференции по ГИСОГД вместе с субъектами – пользователями системы ГИСОГД, с Минстроем России и с теми разработчиками, которые приняли участие в конференции.
Во-первых, это внесение изменений в нормативные акты - приказ Минстроя России №433, постановление правительства России №279 и в Градостроительный кодекс с тем, чтобы нестыковки законодательства, которые были выявлены за три года (с 2019) в процессе реального ввода ГИСОГД в эксплуатацию, были устранены.
Во-вторых, корректное функционирование ГИСОГД невозможно без качественных данных, они в этой системе играют очень большую роль. Однако на текущий момент у нас далеко не по всем классам данных существуют федеральные технические требования. Поэтому одна из первоочередных задач – это продвижение этой идеи на уровень правительства для того, чтобы необходимые федеральные требования были созданы и утверждены. Необходимо, чтобы все эти данные вносились в ГИСОГД именно в виде информационных моделей. Это позволит качественно иначе их обрабатывать и извлекать намного больше пользы из их использования. Такие документы как правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, векторные материалы топографического плана города, градостроительный план земельного участка – на сегодняшний момент существуют преимущественно в аналоговом виде. При этом существуют противоречия между цифровыми формами разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, которые используются Росреестром, теми же документами , которые фактически выдаются гражданам и организациям, и теми, которые используются для информационного взаимодействия в рамках ГИСОГД РФ. Весь этот массив требований нужно приводить в единообразную форму, улучшать или создавать заново.
- Готово ли профессиональное сообщество выступить разработчиком таких требований и документов?
- В рамках конференций по ГИСОГД уже несколько компаний, которые имеют практический опыт создания таких систем и документов в регионах и городах, а также города, которые заказывают такие работы и уже на практике в рамках своей территории применяют требования к данным, скооперировались и готовы выступить в качестве консорциума, который может выполнить такую работу.
И третье направление, которым необходимо заниматься, – это встраивание ГИСОГД в цифровую вертикаль строительной отрасли, которую формирует Минстрой России, гармоничное взаимодействие систем Госэкспертизы, Госстройнадзора, управления инвестиционно-строительным процессами и ГИСОГД, их информационная совместимость друг с другом. Кроме того, градостроительные информационные системы должны корректно взаимодействовать с Национальной системой пространственных данных Росреестра. И здесь ведущая роль находится у ГИСОГД, потому что 80% пространственных данных так или иначе либо формируются, либо накапливаются в ГИСОГД.
Кроме того, есть много технологических задач, в том числе, грядущий переход на витрины данных, модернизация существующих сервисов взаимодействия, выстраивание взаимодействия между ГИСОГД регионов и ГИСОГД РФ. Это та работа, которая ведется в текущем режиме, и здесь НОТИМ и наш комитет могут аккумулировать успешные практики и компетентно ими делиться со всеми участниками рынка.
Лариса Поршнева
- Сегодня такое решение очень своевременно, потому что вопрос создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году актуализировался. Минстрой России еженедельно собирает регионы по этому вопросу, и они отчитываются о проделанной работе. То есть, пришло понимание того, что переход на цифровое управление строительной отраслью без 100% внедрения ГИСОГД в регионах и муниципалитетах практически невозможен.
С другой стороны, больше половины регионов уже начали создавать свои информационные системы ГИСОГД, в результате чего накопилось большое количество противоречивого опыта, который нужно проанализировать и систематизировать. Следовательно, нужно сообщество, которое обобщит этот опыт и сможет влиять на развитие законодательства в этой области. И здесь площадка НОТИМа очень важна, потому что НОТИМ имеет возможность от своего имени отправлять предложения в правительство России, в Минстрой России и в другие ведомства, представляя позицию профессионального сообщества. И вот именно эту роль координатора, систематизатора, того, кто снимает противоречия между разными участниками рынка, органами власти и потребителями, НОТИМ выполняет отлично. Это, конечно, заслуга и правления, и президента НОТИМ. Поэтому создание в рамках НОТИМ комитета по ГИСОГД и целесообразно, и полезно.
- Почему именно вы и ваша компания выступаете с этой инициативой?
- Исторически так сложилось, что мы уже 15 лет занимаемся вопросами создания ГИСОГД, и как компания уже наработали большой опыт на этом направлении, поскольку с 2007 года активно внедряли ГИСОГД и автоматизированные системы управления территориями в муниципалитетах и регионах. После реформы законодательства в 2019 году мы все трансформации из муниципальных и региональных систем в ГИСОГД прошли вместе с нашими заказчиками. Я также являюсь организатором конференции пwww.gisogd.ru, которая проводится второй год, в этом году она прошла в Казани. Конференция собирает до 90% субъектов, кто создал и эксплуатирует ГИСОГД. Мы активно участвуем в деятельности профессионального сообщества вместе с другими компаниями, которые работают на рынке ГИСОГД, постоянно ведем диалог, обмениваемся опытом, вместе добиваемся рациональных решений от нашего правительства и министерств.
Поэтому де-факто уже сложилась команда и стиль взаимодействия, но все это было не структурировано, а теперь на площадке Комитета НОТИМ это будет структурировано и позволит сделать нашу работу более открытой для других участников рынка, которые либо не знали о нас, либо не присоединялись к нашей работе по конкурентным причинам. Теперь у всех есть возможность присоединиться, быть услышанными и также внести свой вклад в совершенствование регулирования и эксплуатации ГИСОГД в России.
- Какими приоритетными направлениями по развитию ГИСОГД можно и нужно заняться на платформе НОТИМ?
- На текущий момент у нас есть несколько важных направлений для работы - мы их сформировали в резолюции конференции по ГИСОГД вместе с субъектами – пользователями системы ГИСОГД, с Минстроем России и с теми разработчиками, которые приняли участие в конференции.
Во-первых, это внесение изменений в нормативные акты - приказ Минстроя России №433, постановление правительства России №279 и в Градостроительный кодекс с тем, чтобы нестыковки законодательства, которые были выявлены за три года (с 2019) в процессе реального ввода ГИСОГД в эксплуатацию, были устранены.
Во-вторых, корректное функционирование ГИСОГД невозможно без качественных данных, они в этой системе играют очень большую роль. Однако на текущий момент у нас далеко не по всем классам данных существуют федеральные технические требования. Поэтому одна из первоочередных задач – это продвижение этой идеи на уровень правительства для того, чтобы необходимые федеральные требования были созданы и утверждены. Необходимо, чтобы все эти данные вносились в ГИСОГД именно в виде информационных моделей. Это позволит качественно иначе их обрабатывать и извлекать намного больше пользы из их использования. Такие документы как правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, векторные материалы топографического плана города, градостроительный план земельного участка – на сегодняшний момент существуют преимущественно в аналоговом виде. При этом существуют противоречия между цифровыми формами разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, которые используются Росреестром, теми же документами , которые фактически выдаются гражданам и организациям, и теми, которые используются для информационного взаимодействия в рамках ГИСОГД РФ. Весь этот массив требований нужно приводить в единообразную форму, улучшать или создавать заново.
- Готово ли профессиональное сообщество выступить разработчиком таких требований и документов?
- В рамках конференций по ГИСОГД уже несколько компаний, которые имеют практический опыт создания таких систем и документов в регионах и городах, а также города, которые заказывают такие работы и уже на практике в рамках своей территории применяют требования к данным, скооперировались и готовы выступить в качестве консорциума, который может выполнить такую работу.
И третье направление, которым необходимо заниматься, – это встраивание ГИСОГД в цифровую вертикаль строительной отрасли, которую формирует Минстрой России, гармоничное взаимодействие систем Госэкспертизы, Госстройнадзора, управления инвестиционно-строительным процессами и ГИСОГД, их информационная совместимость друг с другом. Кроме того, градостроительные информационные системы должны корректно взаимодействовать с Национальной системой пространственных данных Росреестра. И здесь ведущая роль находится у ГИСОГД, потому что 80% пространственных данных так или иначе либо формируются, либо накапливаются в ГИСОГД.
Кроме того, есть много технологических задач, в том числе, грядущий переход на витрины данных, модернизация существующих сервисов взаимодействия, выстраивание взаимодействия между ГИСОГД регионов и ГИСОГД РФ. Это та работа, которая ведется в текущем режиме, и здесь НОТИМ и наш комитет могут аккумулировать успешные практики и компетентно ими делиться со всеми участниками рынка.
Лариса Поршнева
Подпишитесь на новости
Наши партнеры