От проекта до эксплуатации. НОТИМ представляет новые цифровые решения

24 октября 2023
В рамках Международной выставки ЖКХ и строительного комплекса UtiliCon в Санкт-Петербурге состоялась сессия «Разговор о цифровизации». Ее модератором выступил президент НОТИМ, руководитель Комиссии по цифровизации строительной отрасли и ЖКХ Общественного Совета Министерства строительства и ЖКХ РФ Михаил Викторов.
Основными темами сессии «Разговор о цифровизации» стали применение инноваций, увеличение производительности труда, ускорение производства работ с повышением качества строительного процесса. «Все эти задачи невозможно достичь без применения цифровизации, –отметил в своем выступлении первый замминистра строительства   РФ Александр Ломакин. – Цифровые сервисы сегодня стали неотъемлемым инструментом каждодневной работы». Он подчеркнул вклад в эту работу Ассоциации НОТИМ, отличительной чертой которой является прикладное свойство генерируемых инициатив, то есть любые стартапы и наработки очень быстро получают путевки в жизнь и отрабатывается на практике в Минстрое РФ, подведомственных организациях, работе всего строительного комплекса. 

Михаил Викторов подтвердил, что НОТИМ готов продвигать на рынок лучшее ПО отечественных разработчиков и вендоров, а также популяризировать решения ТИМ для всех этапов жизненно цикла зданий - от проектирования до эксплуатации. Больше всего дискуссий на сегодня возникает на первом этапе – проектирования, в частности, по вопросу выбора ПО и его импортозамещения. За 20-30 лет многие специалисты психологически привыкли к зарубежным продуктам. Тем не менее, не стоит ждать «девятого вала» цифровой трансформации, предупреждает эксперт. Согласно Постановлению Правительства РФ №331, с 1 июля 2024 года наступает «час Икс», который предусматривает обязательное использование ТИМ застройщиками жилья, осуществляющими привлечение средств дольщиков по 214-ФЗ. Сначала это будет касаться только проектирования, а с 2025 года – и ведения информационной модели объекта капитального строительства.
В помощь неопределившимся Михаил Викторов представил результаты опроса НОТИМ,  где искать новинки отечественного софта:  2% опрошенных доверяют интеграторам и партнерам, 5% сослались на реестр Минцифры, 7% – на мнения экспертов отрасли, 14% – СМИ, 15% – непосредственно Телеграм-канал и сайт НОТИМ, 17% – ищут информацию на семинарах и форумах, а для 18% важно мнение «сарафанного радио». «Рынок заставить тяжело, его надо убеждать, – продолжил свою мысль президент НОТИМ о необходимости перехода на цифру. – И если столичные застройщики уже сделали свой выбор, то 3 500 участников региональных рынков только предстоит сделать этот шаг», – отметил он. Возможно, им поможет опыт, которым поделились участники сессии «Разговор о цифровизации».

Данные должны быть общими 

Заместитель генерального директора Renga Software Максим Нечипоренко рассказал об интегрированном BIM-решении АСКОН для гражданского строительства. Он отметил,  что на всех этапах жизненного цикла объекта (проектирование, экспертиза, строительство, эксплуатация) его сопровождают данные: аналитические, проектные, расчетные, сметные и т.п. Доставлять эти данные до каждого участника помогает среда общих данных (СОД). Наполнять эту среду и решать задачи, которые стоят перед участниками инвестиционно-строительного проекта на каждом из этапов его жизненного цикла, помогает ряд интегрированных между собой инструментов АСКОН. 
Ключевое место в этих инструментах занимает Renga – российская BIM-система для совместного архитектурно-строительного проектирования, разработки несущих конструкций, внутренних инженерных сетей и технологической части зданий и сооружений. Если нужно создать нестандартное технологическое оборудование, то на помощь приходит КОМПАС-3D – российская импортонезависимая система трехмерного моделирования. Средой общих данных BIM-проектов для формирования консолидированных моделей и коллективной работы с ними выступает Pilot-BIM. Создание генплана и цифровой модели местности можно выполнять в продуктах линейки КРЕДО. Конечно-элементный анализ и другие расчеты реализуются в нескольких продуктах – ЛИРА, SCAD и др. Сметные расчеты на основе цифровой информационной модели позволяют делать программные комплексы АВС-4, 1С Смета, SmetaWizard и др. 

Продукты АСКОН тесно связаны не только с расчетными и сметными комплексами, программами для проектирования линейных объектов, но и с системами строительного контроля и управления недвижимостью. Решения для управления строительной организацией – это решения 1С: ERP УСО, EXON, ПСС и др. Все системы интероперабельны: то есть интегрированы через программные интерфейсы, либо обмениваются информацией через общеобменные форматы (IFC, C3D и т.п.). Представленные интеграционные связки постоянно дополняются. Как пример, сравнительно недавно разработчики Exon создали расширение к Renga для совместной работы заказчика и проектировщика с информационной моделью. Новый плагин получает данные модели из Renga и преобразует их для отображения в Exon. 

Маркетинг-менеджер АСКОН Ирина Третьяк посвятила свое выступление особенностям организации среды общих данных для каждого из участников инвестиционно-строительного проекта. А также преимуществам, которые эти участники получают благодаря работе в едином информационном пространстве на протяжении всех этапов жизненного цикла объекта. 
Как среда общих данных, Pilot-BIM предоставляет набор решений для функциональных задач задействованных в проекте специалистов: для планирования и управления процессами, организации электронного архива, создания единой базы данных по проекту, ведения организационно-распорядительного и инженерно-технического документооборота, коллективной одновременной работы c 3D-моделями и 2D-документами, согласования принимаемых решений. Перечисленные решения можно использовать на этапах проектирования и прохождения экспертизы, в процессе строительства и при передаче объекта в эксплуатацию. Большую ценность представляют инструменты для работы с информационными моделями. 

Ирина напомнила, что Pilot-BIM автоматически собирает консолидированную модель из созданных в различных BIM-инструментах частей, осуществляет анализ и проверку собранной сводной модели, контролирует изменения, формирует отчеты по данным модели.    
Для участников проекта на стадии строительства добавлены инструменты выполнения строительного контроля: Pilot-BIM Camera, функциональность для работы с облаками точек, проверки статуса документов по QR-коду. Стоит отметить, что работа с Pilot-BIM Camera на строительной площадке позволяет получать удобный отчет о ходе работ и контролировать выполнение конкретных задач, а на этапе эксплуатации здания вести мониторинг технического состояния, контролировать деятельность арендаторов и собственников. 
Т.о., благодаря широкой функциональности и областям применения, Pilot-BIM подходит руководителю организации, BIM-менеджеру, проектировщику, инженеру-строителю, эксплуатанту и даже секретарю-делопроизводителю. 

Комплексная автоматизация

О возможностях комплексной автоматизации от BIM-модели до строительного контроля решениями «Адепт» рассказала бизнес-аналитик ООО «Адепт» Яна Брик. Напомним, компания Адепт – единственная российская компания с полной цифровизацией всех бизнес процессов строительства. Все решения являются полностью российской разработкой, включены в Реестр российского ПО и не содержат импортных компонентов. Решения  Адепта позволяют цифровизовать всю цепочку строительного процесса: на первом этапе идет загрузка 3D модели в виде спецификации,  на втором – создание сметы на основе 3D модели и ее обновление на основе ревизии модели, далее – календарный план выполнения работ, управление ресурсами, сбор фактических данных, создание 5D модели, разработка исполнительной документации и строительный контроль. Компания также занимается внедрением и помогает заказчикам выстроить новые бизнес-процессы на основе использования собственных систем. Спикер подробнее остановилась на нескольких примерах внедрения решений Адепт: для ГК «Первый трест», ОАО «ТДСК», ООО «Иркутская нефтяная компания».
Заместитель генерального директора АО «КБ высотных и подземных сооружений» Олег Сапронов рассказал о конкретном кейсе проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию сложного медицинского объекта при помощи ТИМ-моделирования. Задача стояла построить автоматизированный лабораторный комплекс на 18 млн тестов в год. Из особенностей проекта – сжатые сроки строительства (6 месяцев), отсутствие якорного подрядчика в регионе, стесненная строительная площадка, транзитные сети на участке, отсутствие изысканий и проекта. Инструментарием стали: система управления проектом 1Матрикс, система ТИМ проектирования: Revit, СОД – 1Матрикс, система оперативного взаимодействия – 1Матрикс и Telegram. Благодаря цифровым сервисам число невынужденных ошибок в проекте удалось свести к нулю. Важно, что ведущую роль при принятии решений в проекте играл проектировщик, вторую – эксплуатация, третью – генподрядчик, что позволило применять решения, которые обеспечивают долговечность, дешевизну и удобство эксплуатации здания, подчеркнул эксперт.

Управление строительством 

Директор по развитию цифровых технологий ООО «КБ «Петербургская недвижимость» Михаил Малыхин представил систему для автоматизации процесса управления строительством и цифровизации ежедневных процессов строителей SetlSOFT. Программное обеспечение по управлению строительством применяется на обьектах холдинга Setl Group вот уже на протяжении семи лет. SetlSOFT зарекомендовал себя как оптимальное и эффективное решение. В частности, один из элементов системы – уникальный график производства работ, который позволяет автоматически выбирать оптимальные варианты для дальнейшего строительства. Также она обеспечивает онлайн-взаимодействие с подрядчиками. Компания разработала мобильное приложение этой системы, которое позволяет видеть всю ситуацию на объекте и содержит нормативную базу, связанную с типовыми отклонениями. Еше один цифровой инструмент – QR-коды, которые размещены на каждом этаже строящегося дома. С их помощью подрядчик-исполнитель видит подробную информацию по исполнению работ и качеству, буквально поэтажно, и понимает, какие отклонения необходимо исправить.

Генеральный директор LITEBIM Николай Сальников рассказал об экосистеме продуктов контроля исполнения проектов строительства LITEBIM. По его словам, основные проблемы строительных проектов – это нарушение сроков и бюджета, большое число контрагентов и многочисленные изменения в проекте. Эти минусы нивелирует облачная система согласования технической документации LITEBIM Docs. Она обеспечивает структурированное хранение документации по проекту, удобную приёмку и согласование документации по проекту, единое пространство с рабочими чатами Telegram, рассмотрение 3D моделей и т. д. Еще один элемент экосистемы – LITEBIM Construction manager – обеспечивает загрузку сметных расчётов, позволяет автоматически создавать КС-2, КС-3. Таким образом экосистема продуктов обеспечивает всех участников проекта достоверной информацией в режиме реального времени, осуществляет формирование и подписание документов с помощью ЭЦП в режиме online. Из плюсов – быстрое развёртывание решения (от одного дня) и отсутствие затрат на собственное оборудование и собственных ИТ-специалистов.

Решения для стадии эксплуатации

На сессии были представлены решения для управляющих организаций и сферы ЖКХ. Так, генеральный директор «Диспетчер 24» Егор Марьяскин рассказал о том, как цифровизация позволяет снизить затраты УК, повысить эффективность сотрудников и получать дополнительный доход. В этом поможет готовое цифровое решение –диспетчерская служба и платформа автоматизации для ТСЖ и УК Диспетчер 24. Платформа позволяет централизованно собирать и хранить все обращения собственников в УК, отслеживать качество и сроки выполнения заявок, передавать заявки в РСО, а также фиксировать данные по счетчикам, вести учет рабочего времени и контролировать загруженность сотрудников. Еще один компонент платформы Диспетчер 24 – онлайн-сервис для коммуникации с жителями Oico. На сегодня преимущества этих сервисов оценили свыше 250 управляющих компаний и застройщиков в десятках городов от Хабаровска до Санкт-Петербурга. Спикер добавил, что УК и ТСЖ экономят с помощью Диспетчер 24 от 200 тыс. до 2 млн руб. 

Коммерческий директор ООО «Дитар» система HOPCO Денис Наумчук также остановился на автоматизации системы управления домами и возможностях снижения затрат с помощью цифры. Основными проблемами управляющей компании на сегодня являются низкая маржинальность,  низкая платежная дисциплина клиентов, рост стоимости запасных частей для общедомового оборудования, непрогнозируемость расходов, изменение законодательных требований к УК. Все это в целом – недофинансирование отрасли и ее участников. Платформа для управления недвижимостью HOPCO позволяет повысить лояльность жителей и снизить дебиторскую задолженность, скорректировать штатную численность УК, улучшить качество работы сотрудников и подрядчиков, внедрить дополнительные сервисы и услуги. Ставку компания делает на омниканальные коммуникации – то есть настройку бесшовной коммуникации с клиентом через разные каналы.
Все представленные цифровые решения были отмечены как перспективные и в дальнейшем будут рекомендованы для внедрения среди российских застройщиков, инвесторов, эксплуатантов.

Возврат к списку

Наши партнеры