На заседании общественного совета при Минстрое России обсудили вопросы модернизации ЖКХ и строительства
06 июня 2024
Модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры стала главной темой обсуждения на заседании Общественного совета при Минстрое России, который прошел 4 июня под сопредседательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина и Председателя Общественного совета Сергея Степашина. В мероприятии принял участие президент НОТИМ Михаил Викторов.
Заседание Общественного совета прошло впервые с даты переназначения состава Министерства строительства и ЖКХ РФ. Председатель Общественного совета Сергей Степашин поздравил Ирека Файзуллина с переназначением на пост и выразил уверенность, что Общественный совет будет и дальше работать с Минстроем России над решением задач строительной отрасли и ЖКХ.
«Основная тема заседания – модернизация ЖКХ, здесь много накопленных вопросов, вы знаете, что Президент России озвучил поручение о серьезной модернизации отрасли, известен объем финансирования на сумму 4,5 трлн рублей. Все мы знаем, что нельзя строить новые дома и сажать их на старые сети. Вместе мы должны нести ответственность за предложения по этой теме в новый национальный проект. Сегодня речь пойдет о тарифах на коммунальные услуги, управление МКД, где предлагается обсудить переход на саморегулируемые организации, о механизме ценовой доступности ЖКУ для граждан. Соответствующие предложения подготовлены, и мы готовы их представить Минстрою России для обсуждения. Комиссиями подготовлены предложения и по развитию кадрового потенциала в национальные проекты «Кадры» и «Инфраструктурное меню»», – отметил Сергей Степашин.
В рамках заседания Ирек Файзуллин сообщил о необходимости сохранения высоких темпов строительства нового жилья – за последние пять лет в России введено 506 млн кв. м, а также о реализации программы капитального ремонта, по которой ежегодно ремонтируется 45 тыс. многоквартирных домов и улучшаются жилищные условия для 7 млн человек.
«С учетом задач, поставленных Президентом России в Майском указе, в ближайшие годы строительной отрасли необходимо существенно нарастить темпы роста и развития. К 2030 году показатель обеспеченности жильем необходимо повысить до 33 кв. метров на человека. Сегодня формируется новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», увязывающий воедино все основные программы по созданию дорожной, транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры, а также проекты по благоустройству. Его реализация направлена на обеспечение комплексного развития населенных пунктов, и, в первую очередь, на повышение уровня качества жизни, работы и отдыха наших граждан», – рассказал Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
Министр отметил, что с 2019 года по федпроекту расселения аварийного жилья расселено почти 12 млн кв. м площадей, на которых проживают более 700 тыс. человек, упомянул активную работу Минстроя России по сокращению инвестиционно-строительного цикла, поблагодарил представителей Общественного совета за работу в составе экспертных комиссии по всем направлениям деятельности строительной отрасли, и вручил некоторым из них награды.
Также в рамках заседания участники обсудили реализацию проектов жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время формируется Комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой планируется снизить аварийность сетей. Для этого прорабатывается ряд изменений в законодательные акты РФ, а именно: концессионные изменения и усиление лицензионных требований к управляющим компаниям.
Аудитор Счетной палаты Наталья Трунова сообщила, что по результатам проведенных Счетной палатой мероприятий выявлен ряд системных проблем, требующих обсуждения: это множественность и раздробленность субсидий в рамках госпрограммы. Так, в федеральном бюджете в рамках госпрограммы до 2026 года предусмотрено 222 миллиарда рублей поддержки виде различных межбюджетных трансфертов, при этом установлена множественность предоставления Минстроем субсидии по субъектам, уже сейчас ряд регионов получает до 12 межбюджетных трансфертов, что приводит к большой административной нагрузке. Аудитор отметила, что тема заседания Общественного совета является актуальной, только на этот год в план работы Счетной палаты внесено более 10 мероприятий по данному направлению.
Руководитель Комиссии по ЖКХ Владимир Талалыкин остановился на разборе системных проблем в ЖКХ. По его мнению, высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда - ключевая причина аварийности, снижения надёжности и непрерывности обеспечения потребителей коммунальными услугами. «Но прежде, чем говорить о развитии, необходимо оценить реальное самочувствие отрасли. В системе ЖКХ растет число убыточных предприятий. В результате,припротяжённости сетей 940 тыс. км, них требует замены 391 тыс. км», - привел пример спикер. По его мнению, необходимо пересмотреть политику ценообразования для организаций коммунального комплекса.
Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров напомнил, что преобразование системы управления и переход коммунальной сферы на рыночные отношения шел с 1994 года до 2004, а полномочия по осуществлению государственной политики и тарифного регулирования осуществлял Госстрой России.Тарифы на коммунальные ресурсы были приближены к уровню безубыточности. Затем были переданы Федеральной службе по тарифам и частично Федеральной антимонопольной службе. В результате зарегулированности тарифов начали накапливаться инфраструктурные проблемы, связанные с износом сетей и оборудования, для обновления которых не хватает тарифных платежей. «Полагаем целесообразным разработать предложения в План по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, направленные на повышение эффективности деятельности коммунальных организаций и улучшение качества жилищно-коммунальных услуг», - сказал Анвар Шамузафаров. Среди озвученных им предложений - совершенствование и реорганизация системы тарифного регулирования в целях достижения установления самоокупаемости предприятий ЖКХ, окупаемости инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры с сохранением доступности стоимости коммунальных услуг для населения; обеспечение отрасли ЖКХ квалифицированным персоналом, включая подготовку кадров и удержание специалистов в отрасли.
По мнению Михаила Викторова, цифровизация – неотъемлемая часть модернизации ЖКХ. Цифровые инструменты позволят ускорить выявление аварийных и предаварийных ситуаций, спланировать ремонт и замену сетей, снизить коммунальную нагрузку на жителей. По мнению руководителя комиссии по цифровизации, президента НОТИМ, успех модернизации отрасли связан с «цифрой», поскольку именно она позволяет сделать прозрачными и эффективными все процессы.
Тему обеспечения отрасли кадровым потенциалом продолжил Председатель СПК ЖКХ Александр Козлов. «О проблемах подготовки кадров ЖКХ хочется сказать в разрезе высшего образования. Если со средним профессиональным образованием есть серьёзные позитивные подвижки, кадры готовятся в том числе и в рамках программы «Профессионалитет», то в высшем образовании нам не хватает внимания. По направлению ЖКХ и коммунальная инфраструктура специалистов готовят не более двух десятков вузов в стране, а это очень мало. Например, в двух из них открыты всего 15 мест по этим направлениям. Очень важно исправить ситуацию в следующем году и обязательно выделить вузам на федеральном уровне как минимум 35 мест», - отметил спикер.
Тему обеспечения кадрами как отрасли ЖКХ, так и строительства продолжил руководитель Комиссии по кадровому потенциалу Общественного совета Ефим Басин. Он сообщил, что проведена работа Общественного совета с ТПП, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НАРК, в результате которой сформировано предложение по включению в национальные проекты «Кадры» и «Инфраструктура для жизни» треков развития кадрового потенциала в сфере строительства и ЖКХ с учетом положений проекта Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года. Среди мер - блок адаптации программ высшего образования и СПО в целях повышения производительности труда, обеспечения переподготовки преподавателей, развитие практики совмещения государственной итоговой аттестации, независимой оценки квалификации, расширение участия работодателей в разработке реализации образовательных программ и реализации профориентационных программ. Также необходимо развивать практику наставничества на рабочем месте и расширять участие работников предприятий строительной отрасли при реализации программ дополнительного профессионального образования. Предложено поддержать законодательную инициативу в области снижения стажа включения в НРС для пошедших НОК студентов-строителей.
На заседании были представлены и одобрены две новые структуры Общественного совета: рабочая группа по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, а также Юношеский совет, который расширит возможности профориентационного проекта «Я-строитель будущего!», реализуемого Общественным советом при поддержке Минстроя России. Курировать новый совет будут Российские студенческие отряды под руководством члена Общественного совета, командира РСО Дмитрия Парамонова, который представил цели и задачи нового совета. Рабочую группу возглавит член Общественного совета Александр Василевский, в ее состав также вошел президент НОТИМ Михаил Викторов.
По итогам заседания будут сформированы предложения для направления в Минстрой России.
«Основная тема заседания – модернизация ЖКХ, здесь много накопленных вопросов, вы знаете, что Президент России озвучил поручение о серьезной модернизации отрасли, известен объем финансирования на сумму 4,5 трлн рублей. Все мы знаем, что нельзя строить новые дома и сажать их на старые сети. Вместе мы должны нести ответственность за предложения по этой теме в новый национальный проект. Сегодня речь пойдет о тарифах на коммунальные услуги, управление МКД, где предлагается обсудить переход на саморегулируемые организации, о механизме ценовой доступности ЖКУ для граждан. Соответствующие предложения подготовлены, и мы готовы их представить Минстрою России для обсуждения. Комиссиями подготовлены предложения и по развитию кадрового потенциала в национальные проекты «Кадры» и «Инфраструктурное меню»», – отметил Сергей Степашин.
В рамках заседания Ирек Файзуллин сообщил о необходимости сохранения высоких темпов строительства нового жилья – за последние пять лет в России введено 506 млн кв. м, а также о реализации программы капитального ремонта, по которой ежегодно ремонтируется 45 тыс. многоквартирных домов и улучшаются жилищные условия для 7 млн человек.
«С учетом задач, поставленных Президентом России в Майском указе, в ближайшие годы строительной отрасли необходимо существенно нарастить темпы роста и развития. К 2030 году показатель обеспеченности жильем необходимо повысить до 33 кв. метров на человека. Сегодня формируется новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», увязывающий воедино все основные программы по созданию дорожной, транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры, а также проекты по благоустройству. Его реализация направлена на обеспечение комплексного развития населенных пунктов, и, в первую очередь, на повышение уровня качества жизни, работы и отдыха наших граждан», – рассказал Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
Министр отметил, что с 2019 года по федпроекту расселения аварийного жилья расселено почти 12 млн кв. м площадей, на которых проживают более 700 тыс. человек, упомянул активную работу Минстроя России по сокращению инвестиционно-строительного цикла, поблагодарил представителей Общественного совета за работу в составе экспертных комиссии по всем направлениям деятельности строительной отрасли, и вручил некоторым из них награды.
Также в рамках заседания участники обсудили реализацию проектов жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время формируется Комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой планируется снизить аварийность сетей. Для этого прорабатывается ряд изменений в законодательные акты РФ, а именно: концессионные изменения и усиление лицензионных требований к управляющим компаниям.
Аудитор Счетной палаты Наталья Трунова сообщила, что по результатам проведенных Счетной палатой мероприятий выявлен ряд системных проблем, требующих обсуждения: это множественность и раздробленность субсидий в рамках госпрограммы. Так, в федеральном бюджете в рамках госпрограммы до 2026 года предусмотрено 222 миллиарда рублей поддержки виде различных межбюджетных трансфертов, при этом установлена множественность предоставления Минстроем субсидии по субъектам, уже сейчас ряд регионов получает до 12 межбюджетных трансфертов, что приводит к большой административной нагрузке. Аудитор отметила, что тема заседания Общественного совета является актуальной, только на этот год в план работы Счетной палаты внесено более 10 мероприятий по данному направлению.
Руководитель Комиссии по ЖКХ Владимир Талалыкин остановился на разборе системных проблем в ЖКХ. По его мнению, высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда - ключевая причина аварийности, снижения надёжности и непрерывности обеспечения потребителей коммунальными услугами. «Но прежде, чем говорить о развитии, необходимо оценить реальное самочувствие отрасли. В системе ЖКХ растет число убыточных предприятий. В результате,припротяжённости сетей 940 тыс. км, них требует замены 391 тыс. км», - привел пример спикер. По его мнению, необходимо пересмотреть политику ценообразования для организаций коммунального комплекса.
Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров напомнил, что преобразование системы управления и переход коммунальной сферы на рыночные отношения шел с 1994 года до 2004, а полномочия по осуществлению государственной политики и тарифного регулирования осуществлял Госстрой России.Тарифы на коммунальные ресурсы были приближены к уровню безубыточности. Затем были переданы Федеральной службе по тарифам и частично Федеральной антимонопольной службе. В результате зарегулированности тарифов начали накапливаться инфраструктурные проблемы, связанные с износом сетей и оборудования, для обновления которых не хватает тарифных платежей. «Полагаем целесообразным разработать предложения в План по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, направленные на повышение эффективности деятельности коммунальных организаций и улучшение качества жилищно-коммунальных услуг», - сказал Анвар Шамузафаров. Среди озвученных им предложений - совершенствование и реорганизация системы тарифного регулирования в целях достижения установления самоокупаемости предприятий ЖКХ, окупаемости инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры с сохранением доступности стоимости коммунальных услуг для населения; обеспечение отрасли ЖКХ квалифицированным персоналом, включая подготовку кадров и удержание специалистов в отрасли.
По мнению Михаила Викторова, цифровизация – неотъемлемая часть модернизации ЖКХ. Цифровые инструменты позволят ускорить выявление аварийных и предаварийных ситуаций, спланировать ремонт и замену сетей, снизить коммунальную нагрузку на жителей. По мнению руководителя комиссии по цифровизации, президента НОТИМ, успех модернизации отрасли связан с «цифрой», поскольку именно она позволяет сделать прозрачными и эффективными все процессы.
Тему обеспечения отрасли кадровым потенциалом продолжил Председатель СПК ЖКХ Александр Козлов. «О проблемах подготовки кадров ЖКХ хочется сказать в разрезе высшего образования. Если со средним профессиональным образованием есть серьёзные позитивные подвижки, кадры готовятся в том числе и в рамках программы «Профессионалитет», то в высшем образовании нам не хватает внимания. По направлению ЖКХ и коммунальная инфраструктура специалистов готовят не более двух десятков вузов в стране, а это очень мало. Например, в двух из них открыты всего 15 мест по этим направлениям. Очень важно исправить ситуацию в следующем году и обязательно выделить вузам на федеральном уровне как минимум 35 мест», - отметил спикер.
Тему обеспечения кадрами как отрасли ЖКХ, так и строительства продолжил руководитель Комиссии по кадровому потенциалу Общественного совета Ефим Басин. Он сообщил, что проведена работа Общественного совета с ТПП, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НАРК, в результате которой сформировано предложение по включению в национальные проекты «Кадры» и «Инфраструктура для жизни» треков развития кадрового потенциала в сфере строительства и ЖКХ с учетом положений проекта Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года. Среди мер - блок адаптации программ высшего образования и СПО в целях повышения производительности труда, обеспечения переподготовки преподавателей, развитие практики совмещения государственной итоговой аттестации, независимой оценки квалификации, расширение участия работодателей в разработке реализации образовательных программ и реализации профориентационных программ. Также необходимо развивать практику наставничества на рабочем месте и расширять участие работников предприятий строительной отрасли при реализации программ дополнительного профессионального образования. Предложено поддержать законодательную инициативу в области снижения стажа включения в НРС для пошедших НОК студентов-строителей.
На заседании были представлены и одобрены две новые структуры Общественного совета: рабочая группа по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, а также Юношеский совет, который расширит возможности профориентационного проекта «Я-строитель будущего!», реализуемого Общественным советом при поддержке Минстроя России. Курировать новый совет будут Российские студенческие отряды под руководством члена Общественного совета, командира РСО Дмитрия Парамонова, который представил цели и задачи нового совета. Рабочую группу возглавит член Общественного совета Александр Василевский, в ее состав также вошел президент НОТИМ Михаил Викторов.
По итогам заседания будут сформированы предложения для направления в Минстрой России.
Подпишитесь на новости
Наши партнеры