От Москвы до регионов
16 мая 2023
Москва – лидер по внедрению технологий информационного моделирования (ТИМ) в строительство.
Опыт столицы в вопросах применения ТИМ огромен. Столичный Стройкомплекс и профильные организации продолжают активно совершенствовать накопленные знания и готовы тиражировать их в регионы. Об итогах, планах и проблемах внедрения ТИМ – в интервью президента Ассоциации «Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования» (НОТИМ) Михаила Викторова.
– Михаил Юрьевич, как вы оцениваете уровень цифровизации строительной отрасли Москвы, в том числе в сфере применения технологий информационного моделирования?
– Уровень цифровизации столичного Стройкомплекса – наивысший в России, и вполне заслуженно. Этому способствует ряд причин. Например, внедрением «цифры» стали заниматься относительно давно – 5–7 лет назад. Эту работу в Москве начинал ныне вице-премьер Марат Хуснуллин, который сейчас на федеральном уровне продвигает эту тему во все субъекты Федерации.
Мэр Москвы Сергей Собянин и команда заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва эту динамику продолжили и сохраняют лидерство по всем направлениям. Это и государственные информационные системы, и внедрение цифры в сложное инфраструктурное строительство – на всех новых объектах применяются технологии информационного моделирования.
Надо отметить, что крупные федеральные застройщики, начинали внедрение цифры именно с московских объектов. Многие из них уже давно перешли на цифровую среду, начиная с этапа проектирования вплоть до сдачи объекта в эксплуатацию.
Таким образом, Москва является субъектом Федерации, который не только освоил, но и лидирует в разработке доступных программных продуктов для внедрения на всей территории страны. Более того, становится конкурентной и сильной с точки зрения их предложения на внешнеэкономических рынках.
– Какие результаты уже достигнуты в сфере ТИМ в Москве?
– Здесь для Москвы можно выделить ряд основных достижений. Прежде всего это инфраструктурное строительство: мосты, развязки, метрополитен. Это довольно тяжелые, сложные объекты.
Что касается метро, недавно инжиниринговая компания «Мосинжпроект» представила на городских совещаниях результат своей работы: новые станции метро спроектированы с элементами ТИМ. Это важно, поскольку именно на таких сложных объектах и проверяется эффект технологий информационного моделирования – когда формируется проект и трехмерная цифровая модель с высокой степенью детализации, на которых отрабатываются все коллизии.
Цена ошибки – изменение осей, пересечение коммуникаций и кабелей, а это миллионы и десятки миллионов рублей, связанных с той или иной необходимостью исправления. То, что выявляется на стадии проектирования, впоследствии существенно экономит на переделках и бережет время.
Есть объекты, которые уже сданы и успешно эксплуатируются, например, Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой – объект со сложной геометрией и конфигурацией.
Я считаю, что очень важно, чтобы технологии распространялись не только на сложные сооружения, но и на типовые.
Так, научно-проектный центр «Развитие города», член НОТИМ, представил свою работу на объекте по программе реновации на улице Судостроительной. Это жилое здание, спроектированное в ТИМ с помощью российского программного обеспечения, которое находится в активной фазе строительства.
– Какие существуют проблемы на данном этапе развития ТИМ?
– Проблема первая и ключевая, на которую обращали внимание и в публичной сфере, – это уход западных вендоров – разработчиков западного ПО, которые, несмотря на все лицензии, нарушили обязательства, прекратив сотрудничество.
Сейчас идет интенсивный этап замены западного ПО российскими разработками. Понятно, что сделать это одномоментно сложно.
Для проектных организаций и работников, которые в течение 20–30 лет привыкали к определенным программам, переучиться и начать работать в несколько иной проектной программной среде непросто. На это уходит время.
С помощью наших аналитиков мы подсчитали, что переход на ТИМ для среднего застройщика в первые полтора-два года обходится примерно в 2% от сметной стоимости жилого комплекса – это немалые средства, сюда входит покупка лицензии, оборудования, обучение персонала.
– Назовите главные задачи в направлении внедрения ТИМ на ближайшее будущее.
– Основная задача для Москвы и в целом для России – не допустить разрыва цифрового неравенства. Поскольку РФ – это не Сингапур, не Швейцария, а огромные пространства, ресурсы, материально-техническая база, построенная с советских времен. Поэтому необходимо за счет унификации создавать стандарты цифровой модели, требования к загрузке данных, закладывая требования надзорных органов и государственной экспертизы, а также делать их едиными для всей страны.
Минстрой России тесно взаимодействует со Стройкомплексом Москвы и с двумя ключевыми департаментами – Департаментом градостроительной политики и Департаментом строительства. Часто их команды участвуют в разных совещаниях по двум основным направлениям.
Первое – это государственная информационная система для обеспечения градостроительной деятельности – платформа, которая в 2023 году планируется к передаче в рабочую эксплуатацию. И регионы, которые являются лидерами, должны одними из первых к ней подключиться и стать большой цифровой ячейкой на нашем общероссийском цифровом «мозаичном» пространстве.
Второе направление – это информационная система управления проектами, которая в последнее время активно формируется. Фактически это ресурс, который с любого уровня позволяет видеть состояние стройки. Причем не просто документальное, но и текущее исполнение, освоение средств, соответствие плану, производственные показатели – всю цепочку. Подобного рода система обеспечит прозрачность и максимальный контроль, особенно за использованием государственных средств.
В ближайшие год-два очень важно перевести работу этих федеральных платформ в реальное использование всеми уровнями властей.
– Москва является локомотивом в плане внедрения ТИМ в строительстве. Как обстоят дела в регионах?
– Москва, обкатав за последние годы применение разного программного обеспечения, совершенно точно является локомотивом. Если столица уже перешла от пилотов к массовому внедрению, то в регионах такое состояние, как в Москве 5–6 лет назад.
Есть примерно 30 субъектов Федерации – «зеленый слой», которые активно догоняют Московский регион. В ряде случаев уже догнали, потому что сами они меньше и, соответственно, масштаб строек не такой.
Около 30 субъектов – «желтый слой» – регионы, которые начинают внедрять ТИМ, искать пилоты, заключать первые контракты с элементами технологий, сдавать проекты, переводить объект в стройку.
Но есть и отстающие, где государственные информационные системы лишь создаются и наполняются. Органы строительного надзора и экспертизы только обкатывают первые подходы.
Я считаю, что 2023 год будет переломным, за этот период основная часть регионов перейдет либо в «зеленый слой», где все системы работают и применяются, либо в «желтый», когда сами системы готовы и требуется их наполнение.
– Как вы считаете, когда строительная отрасль полностью перейдет на ТИМ? Появится ли у страны цифровой двойник?
– Москва с точки зрения нового строительства уже имеет цифровой двойник сетей, коммуникаций, дорог, новых объектов.
Вопрос в том, что ранее построенное тоже надо переводить в «цифру», проводить соответствующее сканирование, цифровую инвентаризацию сетей, коммуникаций, дорог, железных дорог. А затем в соответствующей степени точности наносить на карту.
Самое главное, что у нас все решается системно, формируется федеральная «шина», которая объединит эту «мозаику».
После этого процесс будет зависеть от темпов заполнения созданных систем, а сроки – от активности самого субъекта Федерации и его инвестиционной привлекательности. Там, где стройка неактивна, много пустых территорий, подобного рода заполнение может занять от 10 до 20 лет.
Однако у нас нет задачи охватить всю Сибирь или весь север соответствующим цифровым контуром, торопиться некуда, когда есть сама системная основа.
Автор текста Ника Булгакова
Источник: https://stroi.mos.ru/interviews/ot-moskvy-do-rieghionov Подпишитесь на новости
Наши партнеры