Мост между подготовкой кадров и цифровой трансформацией: система оценки компетенций в строительстве
20 июня 2023
Согласно распоряжению Правительства РФ от 27.12.21 г. № 3883-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 г.», строительная отрасль стоит перед серьезным вызовом. В соответствии с этим распоряжением в 2023 году должны пройти обучение в сфере цифровых технологий 80 тысяч человек, в 2024 году - 120 тысяч человек. Далее к 2030 году необходимо обучить 500 тысяч человек.
Проблемы
Качественно подготовить такое количество специалистов непросто, так как существует ряд проблем, затрудняющих обеспечение цифровой трансформации экономики подготовленными и мотивированными кадрами:
- Недостаток специалистов с необходимыми навыками и знаниями для работы в цифровых технологиях, в том числе преподавателей и методистов.
- Современное образование часто не соответствуют потребностям современного рынка труда, что приводит к низкому качеству подготовки кадров.
- Работники не всегда мотивированы и не способны быстро адаптироваться к изменяющейся технологической среде.
- Бюрократические процессы и ограничения, связанные с законодательством и правилами отрасли, могут стать препятствием для цифровой трансформации экономики.
- Внутри компаний нередко возникают проблемы, связанные с недостатком инвестиций в обучение и развитие персонала. Также нередко наблюдается недостаток понимания руководством важности цифровой трансформации. Еще одной проблемой является нелинейность процесса обучения и развития сотрудников, что может привести к неравномерности их уровней подготовки внутри компании.
Для того чтобы готовить специалистов, соответствующих требованиям цифровой трансформации в строительной отрасли, необходимо решить все связанные с этим вопросы. В настоящее время работодатели и государство сталкиваются с трудностями при подборе персонала и формировании кадровой политики, так как существуют проблемы, которые отрицательно влияют на всю экосистему подготовки кадров для цифровой экономики. Одним из решений может стать внедрение системы оценки компетенций, которая поможет связать все звенья этой экосистемы.
Решения
Компетенции и образование в строительстве вызывают недоверие рынка из-за быстро меняющихся "цифровых" навыков, которые трудно описать. Поэтому эти компетенции требуют особенного внимания от системы образования, государства и профессионального сообщества. Чтобы быть эффективными и востребованными, строители, проектировщики и эксплуатационники должны иметь сформированные и постоянно актуализируемые знания и навыки в области технологий информационного моделирования, сквозных технологий, универсальных и специализированных сервисов и программного обеспечения.
Создание системы независимой оценки компетенций цифровой экономики может стать решением проблемы подготовки кадров для цифровой экономики, в том числе в строительной отрасли. Для этого необходимо согласованное участие государства, образования и бизнеса. Создание такой системы является логичным и ожидаемым шагом в развитии и дополнении образовательных систем и системы независимой оценки квалификаций.
Система оценки компетенций может обеспечить достоверную оценку уровня владения гражданами компетенциями, необходимыми цифровому строительству. Это позволит использовать полученные данные для формирования кадровой политики государства, отрасли, организации. Кроме того, участники рынка труда, образовательные учреждения и граждане смогут оперировать едиными наименованиями и описаниями компетенций и встраивать результаты оценки в персональный профиль компетенций.
Система независимой оценки компетенций призвана обеспечить участникам рынка труда признаваемые результаты оценки, которые помогут им выстраивать персональную траекторию развития, трудоустройства и карьерного продвижения. Для достижения этой цели необходимо создать единые перечни компетенций, включающие наименования, описания, требования, форматы, порядок оценки и оценочных средств, которые будут использоваться экономикой, образовательными системами, кадровыми службами, государством и гражданами.
Развивая систему независимой оценки компетенций цифровой экономики, участники смогут получить следующие позитивные результаты:
1. Граждане могут планировать свой профессиональный рост и обучение, оценивать свой уровень компетенций и квалификаций и сохранять эти данные в своем персональном профиле компетенций, чтобы обеспечить свою безопасность при смене работы и стимулировать свою мотивацию к развитию.
2. Работодатели могут планировать подготовку и привлечение квалифицированных кадров, соответствующих своим потребностям, что позволит снизить расходы и повысить качество оценки и адаптации персонала.
3. Образовательные организации смогут повысить качество образования через синхронизацию образовательных продуктов с запросами работодателей.
Для наилучшего соответствия запросам рынка труда и результатов образования система оценки компетенций с единым перечнем и описаниями компетенций, безусловно, будет востребована. Кроме того, данные компетенции могут включаться в профессиональные и образовательные стандарты, а также использоваться при формировании персональной траектории развития и в персональном профиле компетенций. Такая система оценки будет содержать методическое обеспечение с требованиями к оценочным средствам и паспортам компетенций, а также регламенты использования результатов оценки в цифровом персональном профиле. В актуализируемом перечне компетенций цифровой экономики будут представлены описания, оценочные средства и инструменты.
Чтобы обеспечить эффективный обмен информацией между участниками системы, необходимо регламентировать доступ к информации. Кроме того, информация об оценке должна быть доступна гражданам, работодателям, органам исполнительной власти, образовательным организациям, операторам оценки и другим участникам системы. Для обеспечения обмена данными между гражданами, государством, образовательными учреждениями и другими субъектами экономики необходимо использовать единые перечни компетенций, включая наименования, описания, требования, форматы, порядок оценки и оценочные средства.
Для обеспечения однозначного понимания используемых компетенций необходимо создать паспорт для каждой из них. Это позволит ясно определить наименование и содержание каждой компетенции. Благодаря этим мерам, результаты оценки компетенций цифровой экономики с помощью цифровых инструментов будут признаны. Таким образом, достигается общее понимание используемых цифровых компетенций строительной отрасли.
Результаты
Минцифры России и АНО "Цифровая экономика" еще в 2021 году начали разработку системы независимой оценки компетенций цифровой экономики. Наша команда была в числе разработчиков основополагающих документов этого проекта: «Порядка и форматов независимой оценки компетенций цифровой экономики» и «Цифровых инструментов подтверждения результатов независимой оценки компетенций цифровой экономики».
Университет 20.35 совместно с ОАО «РЖД» при участии Консорциума по развитию цифровой грамотности создали и успешно применяют в своей деятельности рамку компетенций цифровой грамотности, включающую 17 компетенций с индикаторами и дескрипторами выраженности индикаторов по трем уровням: начальный, базовый и продвинутый.
В Университете Минстроя НИИСФ РААСН ведется разработка и внедрение системы оценки компетенций и построения индивидуальной образовательной траектории "УМный конструктор", использующей компетентностный подход и разработки Минцифры России.
Система «УМный конструктор» — это инструмент, синхронизированный с системой дистанционного обучения Университета, которая позволяет обучать неограниченное количество специалистов одновременно с формированием индивидуальной образовательной траектории. Это повышает эффективность обучения, вовлеченность слушателей и удовлетворенность заказчиков. "УМный конструктор" разработан и используется при подборе модулей обучения на курсах Университета Минстроя НИИСФ РААСН.
«УМный конструктор» решает проблему дефицита специалистов с цифровыми компетенциями в отрасли. Система объединяет информацию в элементы, соответствующие цифровым компетенциям, и определяет последовательность их изучения, осуществляет анкетирование и оценку уровня знаний слушателя для более точной настройки программы обучения.
В настоящее время Университетом Минстроя разрабатывается база знаний и база экспертов по направлению цифровизации строительной отрасли, а с 2024 года в «УМном конструкторе» планируется применение искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения.
Цифровая трансформация может быть осуществлена при нашей с вами активной позиции, совместных усилиях государства, бизнеса, образовательных организаций и общественно-профессиональных объединений! Ведь командная работа воплощает мечту в жизнь! Приглашаем присоединиться к нашим проектам всех желающих!
АЛИНА ПОСТОВАЛОВА,
заместитель директора по инновациям и учебной работе, руководитель Университета Минстроя НИИСФ РААСН, председатель Комитета по образованию и аттестации ТИМ НОТИМ, руководитель направления "Строительство» Университета Иннополис.
Качественно подготовить такое количество специалистов непросто, так как существует ряд проблем, затрудняющих обеспечение цифровой трансформации экономики подготовленными и мотивированными кадрами:
- Недостаток специалистов с необходимыми навыками и знаниями для работы в цифровых технологиях, в том числе преподавателей и методистов.
- Современное образование часто не соответствуют потребностям современного рынка труда, что приводит к низкому качеству подготовки кадров.
- Работники не всегда мотивированы и не способны быстро адаптироваться к изменяющейся технологической среде.
- Бюрократические процессы и ограничения, связанные с законодательством и правилами отрасли, могут стать препятствием для цифровой трансформации экономики.
- Внутри компаний нередко возникают проблемы, связанные с недостатком инвестиций в обучение и развитие персонала. Также нередко наблюдается недостаток понимания руководством важности цифровой трансформации. Еще одной проблемой является нелинейность процесса обучения и развития сотрудников, что может привести к неравномерности их уровней подготовки внутри компании.
Для того чтобы готовить специалистов, соответствующих требованиям цифровой трансформации в строительной отрасли, необходимо решить все связанные с этим вопросы. В настоящее время работодатели и государство сталкиваются с трудностями при подборе персонала и формировании кадровой политики, так как существуют проблемы, которые отрицательно влияют на всю экосистему подготовки кадров для цифровой экономики. Одним из решений может стать внедрение системы оценки компетенций, которая поможет связать все звенья этой экосистемы.
Решения
Компетенции и образование в строительстве вызывают недоверие рынка из-за быстро меняющихся "цифровых" навыков, которые трудно описать. Поэтому эти компетенции требуют особенного внимания от системы образования, государства и профессионального сообщества. Чтобы быть эффективными и востребованными, строители, проектировщики и эксплуатационники должны иметь сформированные и постоянно актуализируемые знания и навыки в области технологий информационного моделирования, сквозных технологий, универсальных и специализированных сервисов и программного обеспечения.
Создание системы независимой оценки компетенций цифровой экономики может стать решением проблемы подготовки кадров для цифровой экономики, в том числе в строительной отрасли. Для этого необходимо согласованное участие государства, образования и бизнеса. Создание такой системы является логичным и ожидаемым шагом в развитии и дополнении образовательных систем и системы независимой оценки квалификаций.
Система оценки компетенций может обеспечить достоверную оценку уровня владения гражданами компетенциями, необходимыми цифровому строительству. Это позволит использовать полученные данные для формирования кадровой политики государства, отрасли, организации. Кроме того, участники рынка труда, образовательные учреждения и граждане смогут оперировать едиными наименованиями и описаниями компетенций и встраивать результаты оценки в персональный профиль компетенций.
Система независимой оценки компетенций призвана обеспечить участникам рынка труда признаваемые результаты оценки, которые помогут им выстраивать персональную траекторию развития, трудоустройства и карьерного продвижения. Для достижения этой цели необходимо создать единые перечни компетенций, включающие наименования, описания, требования, форматы, порядок оценки и оценочных средств, которые будут использоваться экономикой, образовательными системами, кадровыми службами, государством и гражданами.
Развивая систему независимой оценки компетенций цифровой экономики, участники смогут получить следующие позитивные результаты:
1. Граждане могут планировать свой профессиональный рост и обучение, оценивать свой уровень компетенций и квалификаций и сохранять эти данные в своем персональном профиле компетенций, чтобы обеспечить свою безопасность при смене работы и стимулировать свою мотивацию к развитию.
2. Работодатели могут планировать подготовку и привлечение квалифицированных кадров, соответствующих своим потребностям, что позволит снизить расходы и повысить качество оценки и адаптации персонала.
3. Образовательные организации смогут повысить качество образования через синхронизацию образовательных продуктов с запросами работодателей.
Для наилучшего соответствия запросам рынка труда и результатов образования система оценки компетенций с единым перечнем и описаниями компетенций, безусловно, будет востребована. Кроме того, данные компетенции могут включаться в профессиональные и образовательные стандарты, а также использоваться при формировании персональной траектории развития и в персональном профиле компетенций. Такая система оценки будет содержать методическое обеспечение с требованиями к оценочным средствам и паспортам компетенций, а также регламенты использования результатов оценки в цифровом персональном профиле. В актуализируемом перечне компетенций цифровой экономики будут представлены описания, оценочные средства и инструменты.
Чтобы обеспечить эффективный обмен информацией между участниками системы, необходимо регламентировать доступ к информации. Кроме того, информация об оценке должна быть доступна гражданам, работодателям, органам исполнительной власти, образовательным организациям, операторам оценки и другим участникам системы. Для обеспечения обмена данными между гражданами, государством, образовательными учреждениями и другими субъектами экономики необходимо использовать единые перечни компетенций, включая наименования, описания, требования, форматы, порядок оценки и оценочные средства.
Для обеспечения однозначного понимания используемых компетенций необходимо создать паспорт для каждой из них. Это позволит ясно определить наименование и содержание каждой компетенции. Благодаря этим мерам, результаты оценки компетенций цифровой экономики с помощью цифровых инструментов будут признаны. Таким образом, достигается общее понимание используемых цифровых компетенций строительной отрасли.
Результаты
Минцифры России и АНО "Цифровая экономика" еще в 2021 году начали разработку системы независимой оценки компетенций цифровой экономики. Наша команда была в числе разработчиков основополагающих документов этого проекта: «Порядка и форматов независимой оценки компетенций цифровой экономики» и «Цифровых инструментов подтверждения результатов независимой оценки компетенций цифровой экономики».
Университет 20.35 совместно с ОАО «РЖД» при участии Консорциума по развитию цифровой грамотности создали и успешно применяют в своей деятельности рамку компетенций цифровой грамотности, включающую 17 компетенций с индикаторами и дескрипторами выраженности индикаторов по трем уровням: начальный, базовый и продвинутый.
В Университете Минстроя НИИСФ РААСН ведется разработка и внедрение системы оценки компетенций и построения индивидуальной образовательной траектории "УМный конструктор", использующей компетентностный подход и разработки Минцифры России.
Система «УМный конструктор» — это инструмент, синхронизированный с системой дистанционного обучения Университета, которая позволяет обучать неограниченное количество специалистов одновременно с формированием индивидуальной образовательной траектории. Это повышает эффективность обучения, вовлеченность слушателей и удовлетворенность заказчиков. "УМный конструктор" разработан и используется при подборе модулей обучения на курсах Университета Минстроя НИИСФ РААСН.
«УМный конструктор» решает проблему дефицита специалистов с цифровыми компетенциями в отрасли. Система объединяет информацию в элементы, соответствующие цифровым компетенциям, и определяет последовательность их изучения, осуществляет анкетирование и оценку уровня знаний слушателя для более точной настройки программы обучения.
В настоящее время Университетом Минстроя разрабатывается база знаний и база экспертов по направлению цифровизации строительной отрасли, а с 2024 года в «УМном конструкторе» планируется применение искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения.
Цифровая трансформация может быть осуществлена при нашей с вами активной позиции, совместных усилиях государства, бизнеса, образовательных организаций и общественно-профессиональных объединений! Ведь командная работа воплощает мечту в жизнь! Приглашаем присоединиться к нашим проектам всех желающих!
АЛИНА ПОСТОВАЛОВА,
заместитель директора по инновациям и учебной работе, руководитель Университета Минстроя НИИСФ РААСН, председатель Комитета по образованию и аттестации ТИМ НОТИМ, руководитель направления "Строительство» Университета Иннополис.
Подпишитесь на новости
Наши партнеры