«Жизненно важная задача для стройотрасли — повышать производительность труда»

24 октября 2023
Президент «Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования» (НОТИМ) Михаил Викторов рассказал порталу СтроимПросто, почему общая методология и стандартизация работы с ТИМ важны и для госсектора, и для коммерческого блока строительной отрасли.
О важности эксплуатации

Ни для кого из профессионалов не является секретом, что системы автоматического проектирования с использованием цифровых технологий пришли к нам с запада. Изначально эти технологии решали простые функциональные задачи — повысить качество проектирования и скорость процессов за счет автоматизма и максимальной детализации. То есть аббревиатура BIM — Building Information Model — имела узкофункциональную настройку. Но со временем практика все более расширялась, и в последнее время, в частности в России, появился термин ТИМ — Технологии информационного моделирования, который приобрел гораздо большее значение. Это целый комплекс технологий, не только САПРы. То есть сегодня эти технологии касаются уже не только первого цикла жизни здания — проектирования и моделирования, но и второго, то есть собственно стройки, функционала заказчика, генподрядчика, работы с субподрядчиками, работы в среде общих данных, работы с цифровой моделью или электронный документооборот. На все это есть свой блок разработок, свои технологии, своя платформа.

Ну и наконец, третий блок — это эксплуатация, и о нем стоит поговорить отдельно.

Вся теория Информационного моделирования (ИМ) сводится к тому, что в итоге бОльшую часть преференций и выгод получают те, кто работает в эксплуатации. И поэтому при разработке методических рекомендаций, которые, на мой взгляд, и госсектор и рынок очень ждут, обязательно должны учитываться интересы представителей эксплуатации.

Причем рекомендации эти не обязательно должны иметь какой-то конечный характер. Скорее всего они будут с какой-то степенью регулярности дорабатываться и дополняться, поскольку и практика, и нормативные документы не стоят на месте.
Почему важно слышать мнения эксплуатации? Потому что очень часто ошибки проектирования выявляются именно на этой стадии. И сегодня уже нормальной практикой стало, что заказчик — застройщик, маркетологи, постановщики технических заданий для проектных институтов уже на первом этапе привлекают управляющие компании или представителей эксплуатации, имеющих соответствующий опыт.
Соответственно и сами рекомендации должны иметь разноплановый характер под функционал каждого этапа жизненного цикла здания. Проектирование, изыскание, прохождение государственных и негосударственных экспертиз, требования к информационным моделям, требования к формату, к файлам, к протоколам обмена и передачи файлов — это все требует конкретики и общих исходных точек. И все это на фоне впечатляющего темпа цифровой реформы и общей конкурентной среды. Хочу акцентировать внимание еще и на том, что перед стройотраслью стоит жизненно важная задача — постоянно повышать производительность труда. И технологии ИМ направлены прежде всего на это, это одна из главных задач сегодня.

О безопасности

Методический подход помогает решить все возникающие вопросы и дает понимание потребителю этих технологий, как использовать готовые типовые решения. И благодаря общей методологии само внедрение цифровых инструментов идет гораздо быстрее. Должен отметить, что на сегодняшний день проектный блок — один из самых «цифровых». Как это ни парадоксально, 25-30 лет назад, когда только появились самые первые американские системы автоматического проектирования, специалисты к ним относились очень скептически. Сейчас я не знаю ни одного офиса проектной организации, который продолжает делать это на бумаге. Таких уже просто нет. Все проектирование сейчас производится в цифровой среде с применением САПРов.
Соответственно проектировщиков за 25 лет плотно «подсадили» на эти цифровые инструменты — через бесплатное обучение, через бесплатную раздачу лицензий — нас на этот импортный софт подсадили. И как сейчас никто из нас уже не может отказаться от смартфонов, от планшетов, так и проектировщики не могут отказаться от автоматического проектирования. Поэтому одна из задач разрабатываемых методических материалов — максимально упростить переход от западного ПО на российский софт. Потому что зачастую разные программы не интегрируются друг с другом. И открытые стандарты обмена данными, в том числе IFC, к которым тоже, кстати есть много вопросов, а именно — в праве ли Россия применять его или должен быть отдельный национальный стандарт обмена данными, как, например, DWG? Мы все живем в переходный период, и мы в НОТИМ всегда занимаем рабочую позицию, стараемся не ставить в приоритет идеологию: «Давайте откажемся от всего западного, опасного с точки зрения утечки информации». Хотя угроза, действительно, есть. Никто сейчас вам не даст гарантий безопасности, и уже есть примеры, когда в сети гуляли чертежи и схемы инженерных сетей аэропорта, построенного в Казахстане. А это уже серьезные риски безопасности. Утечки идут, это сегодняшняя реальность.

А это значит нужно делать ставку на применение нашего российского ПО. Соответственно — мультиформатность, возможность применения различного ПО в различных разделах проектной документации.

Все то, о чем часто спрашивают на круглых столах, семинарах, которые в том числе проводят наши российские разработчики. Вот это основное, что, я считаю, нужно учесть в методических рекомендациях. Что касается формата, то электронные документы, может быть, видеожурналы, позволят достаточно оперативно реагировать, если потребуется вносить изменения.


О контроле и трансляции опыта

Следующий этап, для которого точно нужна разработка методических рекомендаций — Информационная система управления проектами (ИСУП), которому и Минстрой России, и профильные департаменты уделяют максимум внимания. Почему? Потому что при разработке ИСУП использовался именно московский опыт. На объектах Департамента строительства, на объектах Фонда реновации, все то, что курирует Департамент градостроительной политики, разработана вот та самая федеральная шина, которая была организована под функционал заказчика. С соответствующими полями, дашбордами, с возможностью выгрузки туда данных от самого заказчика, от генерального подрядчика, а также данные, которые обязаны предоставлять субподрядчики — это все в итоге дает полную и прозрачную картину стройки руководству, начиная с генерального директора, представителя заказчика и заканчивая мэром Москвы. И, конечно, мы понимаем, что в конце концов это делается в интересах налогоплательщика.

Очень часто дисциплина стройки страдает именно из-за отсутствия прозрачности и понимания — что действительно происходит на площадке? Соответствует ли текущий этап стройки, а также мощности генподрядных или субподрядных организаций тому этапу строительства, который запланирован.

Я сам как госзаказчик в недалеком прошлом часто сталкивался с существенным искажением информации. Производственные компании докладывают одно, ты приезжаешь на объект и видишь совсем другое. Начиная с совершенно других материалов, которые применяются, и заканчивая просто элементарным количеством тех трудовых ресурсов, которые находятся на стройплощадке.
Конечно, в ряде случаев помогают средства видеоконтроля, как раз именно с этого стройка в большинстве случаев и начинала оцифровываться. Но сейчас такое «ручное» наблюдение — это уже не современно, это архаично.

Сейчас все по-другому, ИСУП — это будущее цифровой стройки.

Это то, что сейчас внедряется с помощью департаментов на территории всей Российской федерации. Идет стадия внедрения разработки, и мы уже видим в регионах массу встречных вопросов по заполнению, по обучению, по требованиям к генподрядчику, субподрядчику. И эти вопросы, возможно, тоже придется оцифровывать в виде соответствующей рекомендации. А главное — этот опыт в дальнейшем возможно будет тиражировать на федеральном уровне. Поскольку благодаря такой федеральной шине, в рамках которой ГРБС (главные распределители бюджетных средств) видят конкретную ситуацию буквально по каждой стройке с четким контролем производственных и финансовых процессов и в том числе освоение средств. А значит требуется оснащения соответствующими технологиями всех участников этого процесса. Это так называемые платформы для заказчиков. Я должен отметить, что в составе НОТИМ существует порядка 7 разработчиков таких платформ, и здесь мы вообще не зависим от западных коллег. Более того, наши разработки имеют хороший лидерский функционал, который можно продвигать, предлагать на экспорт — в восточные страны, а может и в Европу. Потому что если они до сих пор покупают российский газ, то почему бы им не покупать российское ПО? Конечно, как это будет продаваться — это уже отдельный вопрос, через Дубай или Дели или Вьетнам.

У нас на сегодняшний день уже есть московская разработка - EXON, Explo-IT, есть питерская - ЦУС (Цифровое управление в строительстве), есть Нижегородская — Адепт. Однако внедрение этих инструментов, обучение пользователей — все это требует общих методик, информационных рекомендаций и поддержки. Я считаю, что в рамках освещения этого производственного блока нужно знакомить пользователей, как минимум, с 2-4 разработками. В чем-то они схожи, в чем-то отличаются, у всех есть свой модульный принцип построения, а пользователь может приобретать один модуль, а может сразу все. Это позволит дифференцировать задачи, которые стоят на стройке — только цифровой строительный контроль или, например, интеграцию с 1С Бухгалтерией. И даст возможность выстроить всю цепочку от получения проекта до платежки и оплаты. Крупный заказчик сможет приобрести лицензию, например, на 15 миллионов, а малый бизнес — модулей на 150 тысяч рублей. Это гибко, и эту своего рода мозаику можно складывать постепенно и переходить на цифру тоже постепенно, комфортно.


Источник:  Портал "СТРОИМ ПРОСТО"

Возврат к списку

Наши партнеры